Мой сайт
Пятница, 29.03.2024, 14:34
» Меню сайта
» Категории раздела
начальная школа [1]
планирование во2 - 4 классах
основная школа [1]
планирование в 5 - 9 классах
старшая школа [1]
планирование в 10 - 11 классах
полезные ссылки для учителей по данной теме [0]
где можно посмотреть планирование материала или методические рекомендации по предмету
факультатвные курсы [0]
элективные курсы [2]
» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 959
» Статистика
» Форма входа
Главная » Статьи » Планирование материала по информатике » элективные курсы

Элективный курс "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ" 10 – 11 классы
Элективный курс "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ" (10 – 11 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс рассматривается как прикладной, «пользовательский». Содержание курса разрабатывалось в соответствии с задачами про¬фильного обучения на основе анализа обобщенной деятельности спе-циалистов гуманитарного профиля.
Деятельность пользователя гуманитарного профиля при работе с базой данных связана с решением двух основных типов информацион¬ных задач:
— получение информации на основе данных, уже хранящихся в базе;
— создание новой базы данных и поддержание полученной модели
предметной области в актуальном состоянии.
Общими составляющими элементами решения каждого типа задач являются:
— запрос, как форма выражения информационной потребности
пользователя;
— операции, как средство реализации информационной потребности; данные, как специфическая форма представления информации об объекте реального мира в компьютере;
— технология, как процедура реализации информационной пот¬ребности, результат выполнения запроса.
Курс «Использование баз данных» для учащихся профильных классов гуманитарного направления рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике. Рекомендуемое аппаратное и программное обеспечение — IBM-совместимая компьютерная техника; различные готовые информационные системы на жестких, гибких, CD-ROM-дисках типа «История России», «Global BookBank», «Административный кодекс Российской Федерации» и др., возможность использования баз данных на сервере локальной сети типа «Нормативные акты Российской Федерации», «Картинная галерея» и др.; подключение к Интернету; телеконференции UseNet; информационные службы WWW и др.; поисковые системы Alta Vista и др.; СУБД FoxPro и др.
Тематическое планирование является достаточно условным и может варьироваться в зависимости от конкретных условий, в которых проходит обучение. Программа представлена вне связи с конкретной программной поддержкой, что делает ее гибкой в условиях практической реализации.
Цель курса — изучение технологии применения баз данных для решения практических задач.
Задачи курса:
— знакомство с наиболее известными базами данных, исполь¬зуемыми специалистами гуманитарного профиля;
— приобретение навыков получения информации из Интернета;
— использование СУБД при решении практических задач.
Выделенные требования к овладению учащимися знаниями и уме¬ниями представляют собой минимальный уровень подготовки. Пред¬полагается, что этим уровнем не ограничиваются, обучение строится с учетом уровневой дифференциации, что обусловлено необходимостью полного развития ученика в соответствии с его способностями и ин¬тересами.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение
1. Информатизация общества как неизбежный процесс. Социаль¬ные последствия информатизации.
2. Информация и данные.
3. Понятие информационной системы. База данных как основной компонент информационной системы.
4. Роль и место информационных систем в деятельности специа¬листов гуманитарного профиля.
Учащиеся должны:
— иметь представление о роли информатизации в развитии общества;
— знать сущность понятий «информация» и «данные»;
— иметь представление о назначении информационных систем; знать определение базы данных;
— понимать роль информационных систем в повышении эффек¬тивности деятельности специалистов гуманитарного профиля.
Знакомство с готовыми базами данных
1. Использование специалистами гуманитарного профиля уже существующих баз данных, хранящихся на гибких, жестких и CD-ROM-дисках.
Содержание конкретной базы данных и ее назначение. Запрос к базе данных. Основные операции над данными (поиск, сортировка и пр.). Технологическая цепочка решения практической задачи. Обзор некоторых существующих баз данных.
2. Работа с базами данных, хранящимися на сервере локальной сети.
Удаленные базы данных и локальные сети. Модель клиент/сервер. Решение задач с использованием базы данных, хранящейся на сервере локальной сети.
3. Доступ к информационным ресурсам сети Интернет.
Глобальные сети. Возможности Интернета. Электронная почта.
Телеконференции в Интернете. Различные информационные службы Интернета. Поисковые системы в Интернете. Решение информационных задач с применением баз данных, используемых в Интернете. 
Учащиеся должны:
— уметь запустить информационную систему;
— уметь определять, какие данные отражены в базе;
— уметь оценить основные функциональные возможности инфор¬мационной системы;
— уметь формулировать простейшие запросы по одному-двум признакам;
— уметь обращаться с запросами к базе данных (осуществлять поиск, сортировку данных);
— иметь представление о способах сохранения полученных данных (в виде файла или жесткой копии);
— уметь осуществлять выбор нужной базы данных для решения конкретной задачи;
— познакомиться с перечнем существующих баз данных;
— знать особенности программы «клиент» и программы «сервер» локальной сети;
— уметь выполнять операции обращения к базе данных, хранящей¬ся на сервере локальной сети;
— иметь представление о роли Интернета для решения информа¬ционных задач;
— уметь составить и отправить письмо, используя электронную почту;
— уметь работать с приходящей электронной почтой;
— уметь сохранять письма в файле;
— уметь ответить на пришедшее письмо;
— иметь представление об иерархии телеконференций Интернета; --- уметь заказать статью по интересующей тематике;
— иметь представление о различных информационных службах в Интернете;
— знать особенности некоторых поисковых систем в Интернете;
— уметь осуществлять поиск по ключевым словам;
— уметь осуществлять поиск, основанный на понятиях;
— уметь решать простейшие информационные задачи с примене¬нием баз данных, используемых в Интернете.
Проектирование и поддержание базы данных
— Модели данных (иерархическая, реляционная, сетевая). Реляци¬онная модель данных.
— База данных и система управления базами данных (СУБД).
— Структура базы данных. Описание структуры базы данных.
— Заполнение и редактирование базы данных (исправление, уда¬ление, добавление записей).
— Модификация структуры базы данных.
— Реализация простейших запросов к базе данных в интерактив¬ном режиме (поиск по ключу, сортировка, простейшая статобработка).
— Основные стандартные функции (арифметические, строковые, обработки даты и др.).
— Генератор отчетов СУБД.
— Программный режим обработки запросов.
-- Использование СУБД при решении задач.
Учащиеся должны:
— иметь представление об иерархической и сетевой модели данных;
— знать определение реляционной модели данных, понятия «поле», «запись», «файл»;
— знать определение СУБД, назначение СУБД;
— иметь представление о функциональном наполнении СУБД;
— знать сущность понятия «структура данных»;
— уметь определять структуру базы данных в соответствии с постав¬ленными информационными задачами;
— уметь описывать структуру базы данных в среде СУБД, просмат¬ривать ее;
— уметь выполнять основные операции по поддержке базы данных (заполнять, редактировать, удалять записи и пр.);
— иметь представление о возможностях СУБД по редактированию структуры базы данных;
— знать интерактивные возможности СУБД по обработке простейших запросов;
— уметь задавать простейшие условия поиска;
— уметь сортировать данные и использовать основные функции групповой обработки полей (поиск суммы, среднего значения и т. д.);
— иметь представление о возможностях Генератора Отчетов;
— иметь представление о программном режиме обработки данных; 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Гейн А.Г. Земля Информатика: Пособие для учителей. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997.
2. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для 10— II кл. общеобразоват. учреждений/ А. Г. Гейн, В. Г. Житомир¬ский, Е. В. Линецкий и др.— М.: Просвещение, 1999. Гейн А. Г., Юнерман Н. А. Информатика: Кн. для учителя: Методические рекомендации к учебнику 10—11 кл.— М.: Прос¬вещение, 2000.
3. Гейн А.Г., Шолохович В. Ф. Преподавание курса «Основы ин¬форматики и вычислительной техники» в средней школе.Екатеринбург: Виктор, 1992.
4. Преподавание компьютерного курса «Основы экологии и природо¬пользования» в общеобразовательной школе: Метод, рекомендации/ В. Ф. Шолохович, С. В. Комов, А. Г. Гейн, И. И. Данилина.— Екатеринбург: УрГПУ, 1994.



Категория: элективные курсы | Добавил: shamshurina (04.09.2009)
Просмотров: 2493 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 shamshurina  
0
tongue

Имя *:
Email *:
Код *:
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz