Элективный курс "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ" (10 – 11 классы) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный курс рассматривается как прикладной, «пользовательский». Содержание курса разрабатывалось в соответствии с задачами про¬фильного обучения на основе анализа обобщенной деятельности спе-циалистов гуманитарного профиля. Деятельность пользователя гуманитарного профиля при работе с базой данных связана с решением двух основных типов информацион¬ных задач: — получение информации на основе данных, уже хранящихся в базе; — создание новой базы данных и поддержание полученной модели предметной области в актуальном состоянии. Общими составляющими элементами решения каждого типа задач являются: — запрос, как форма выражения информационной потребности пользователя; — операции, как средство реализации информационной потребности; данные, как специфическая форма представления информации об объекте реального мира в компьютере; — технология, как процедура реализации информационной пот¬ребности, результат выполнения запроса. Курс «Использование баз данных» для учащихся профильных классов гуманитарного направления рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике. Рекомендуемое аппаратное и программное обеспечение — IBM-совместимая компьютерная техника; различные готовые информационные системы на жестких, гибких, CD-ROM-дисках типа «История России», «Global BookBank», «Административный кодекс Российской Федерации» и др., возможность использования баз данных на сервере локальной сети типа «Нормативные акты Российской Федерации», «Картинная галерея» и др.; подключение к Интернету; телеконференции UseNet; информационные службы WWW и др.; поисковые системы Alta Vista и др.; СУБД FoxPro и др. Тематическое планирование является достаточно условным и может варьироваться в зависимости от конкретных условий, в которых проходит обучение. Программа представлена вне связи с конкретной программной поддержкой, что делает ее гибкой в условиях практической реализации. Цель курса — изучение технологии применения баз данных для решения практических задач. Задачи курса: — знакомство с наиболее известными базами данных, исполь¬зуемыми специалистами гуманитарного профиля; — приобретение навыков получения информации из Интернета; — использование СУБД при решении практических задач. Выделенные требования к овладению учащимися знаниями и уме¬ниями представляют собой минимальный уровень подготовки. Пред¬полагается, что этим уровнем не ограничиваются, обучение строится с учетом уровневой дифференциации, что обусловлено необходимостью полного развития ученика в соответствии с его способностями и ин¬тересами.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Введение 1. Информатизация общества как неизбежный процесс. Социаль¬ные последствия информатизации. 2. Информация и данные. 3. Понятие информационной системы. База данных как основной компонент информационной системы. 4. Роль и место информационных систем в деятельности специа¬листов гуманитарного профиля. Учащиеся должны: — иметь представление о роли информатизации в развитии общества; — знать сущность понятий «информация» и «данные»; — иметь представление о назначении информационных систем; знать определение базы данных; — понимать роль информационных систем в повышении эффек¬тивности деятельности специалистов гуманитарного профиля. Знакомство с готовыми базами данных 1. Использование специалистами гуманитарного профиля уже существующих баз данных, хранящихся на гибких, жестких и CD-ROM-дисках. Содержание конкретной базы данных и ее назначение. Запрос к базе данных. Основные операции над данными (поиск, сортировка и пр.). Технологическая цепочка решения практической задачи. Обзор некоторых существующих баз данных. 2. Работа с базами данных, хранящимися на сервере локальной сети. Удаленные базы данных и локальные сети. Модель клиент/сервер. Решение задач с использованием базы данных, хранящейся на сервере локальной сети. 3. Доступ к информационным ресурсам сети Интернет. Глобальные сети. Возможности Интернета. Электронная почта. Телеконференции в Интернете. Различные информационные службы Интернета. Поисковые системы в Интернете. Решение информационных задач с применением баз данных, используемых в Интернете. Учащиеся должны: — уметь запустить информационную систему; — уметь определять, какие данные отражены в базе; — уметь оценить основные функциональные возможности инфор¬мационной системы; — уметь формулировать простейшие запросы по одному-двум признакам; — уметь обращаться с запросами к базе данных (осуществлять поиск, сортировку данных); — иметь представление о способах сохранения полученных данных (в виде файла или жесткой копии); — уметь осуществлять выбор нужной базы данных для решения конкретной задачи; — познакомиться с перечнем существующих баз данных; — знать особенности программы «клиент» и программы «сервер» локальной сети; — уметь выполнять операции обращения к базе данных, хранящей¬ся на сервере локальной сети; — иметь представление о роли Интернета для решения информа¬ционных задач; — уметь составить и отправить письмо, используя электронную почту; — уметь работать с приходящей электронной почтой; — уметь сохранять письма в файле; — уметь ответить на пришедшее письмо; — иметь представление об иерархии телеконференций Интернета; --- уметь заказать статью по интересующей тематике; — иметь представление о различных информационных службах в Интернете; — знать особенности некоторых поисковых систем в Интернете; — уметь осуществлять поиск по ключевым словам; — уметь осуществлять поиск, основанный на понятиях; — уметь решать простейшие информационные задачи с примене¬нием баз данных, используемых в Интернете. Проектирование и поддержание базы данных — Модели данных (иерархическая, реляционная, сетевая). Реляци¬онная модель данных. — База данных и система управления базами данных (СУБД). — Структура базы данных. Описание структуры базы данных. — Заполнение и редактирование базы данных (исправление, уда¬ление, добавление записей). — Модификация структуры базы данных. — Реализация простейших запросов к базе данных в интерактив¬ном режиме (поиск по ключу, сортировка, простейшая статобработка). — Основные стандартные функции (арифметические, строковые, обработки даты и др.). — Генератор отчетов СУБД. — Программный режим обработки запросов. -- Использование СУБД при решении задач. Учащиеся должны: — иметь представление об иерархической и сетевой модели данных; — знать определение реляционной модели данных, понятия «поле», «запись», «файл»; — знать определение СУБД, назначение СУБД; — иметь представление о функциональном наполнении СУБД; — знать сущность понятия «структура данных»; — уметь определять структуру базы данных в соответствии с постав¬ленными информационными задачами; — уметь описывать структуру базы данных в среде СУБД, просмат¬ривать ее; — уметь выполнять основные операции по поддержке базы данных (заполнять, редактировать, удалять записи и пр.); — иметь представление о возможностях СУБД по редактированию структуры базы данных; — знать интерактивные возможности СУБД по обработке простейших запросов; — уметь задавать простейшие условия поиска; — уметь сортировать данные и использовать основные функции групповой обработки полей (поиск суммы, среднего значения и т. д.); — иметь представление о возможностях Генератора Отчетов; — иметь представление о программном режиме обработки данных;
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Гейн А.Г. Земля Информатика: Пособие для учителей. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997. 2. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для 10— II кл. общеобразоват. учреждений/ А. Г. Гейн, В. Г. Житомир¬ский, Е. В. Линецкий и др.— М.: Просвещение, 1999. Гейн А. Г., Юнерман Н. А. Информатика: Кн. для учителя: Методические рекомендации к учебнику 10—11 кл.— М.: Прос¬вещение, 2000. 3. Гейн А.Г., Шолохович В. Ф. Преподавание курса «Основы ин¬форматики и вычислительной техники» в средней школе.Екатеринбург: Виктор, 1992. 4. Преподавание компьютерного курса «Основы экологии и природо¬пользования» в общеобразовательной школе: Метод, рекомендации/ В. Ф. Шолохович, С. В. Комов, А. Г. Гейн, И. И. Данилина.— Екатеринбург: УрГПУ, 1994.
|