Мой сайт
Воскресенье, 28.04.2024, 11:36
» Меню сайта
» Категории раздела
Мои статьи [5]
Разработки уроков [2]
Обобщение опыта работы [4]
Работы моих учеников [5]
Размещаются работы моих учеников - творческие, проектные, зачетные, просто любительские.
Планирование материала по информатике [5]
тематическое планирование в 2 - 11 классах
Раздаточный материал [4]
материал для индивидуальной и дифференцированной работы
Материалы к урокам из разных источников [1]
Материалы к урокам из разных источников - с сайтов учителей информатики, из материалов авторов учебных комплектов по информатике.
» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 959
» Статистика
» Форма входа
Главная » Статьи » Обобщение опыта работы

"Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий"

За годы работы в школе у меня сложилось свое педагогическое кредо:
Быть светлым лучом для других,
Самому излучать свет — 
Вот высшее счастье для учителя…

Обучая детей, сама постоянно работаю над повышением педагогического мастерства. Как и многие учителя-предметники, занималась на курсах. На первом месте, по моему мнению, в профессии учителя должна быть любовь к своему делу и любовь к детям, а потом уже функциональная грамотность, владение современными образовательными технологиями, знание возрастных и психологических особенностей школьников...
Я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии. Приоритетным же направлением в работе является использование учащимися компьютера и Интернет-ресурсов, что позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным.
Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания дисциплин.
Я считаю применение информационных технологий необходимым и мотивирую это тем, что они способствуют:

• совершенствованию практических умений и навыков;
• позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;
• повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);
• активизируют познавательную деятельность учащихся;
• осовременивают урок. 
Сам факт проведения урока в кабинете информатики интригует детей, появляется мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше.
От внешней мотивации появляется интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний.
Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
• при объяснении нового материала; 
• закреплении;
• повторении;
• контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по информатике:
• формирование прочных умений и навыков;
• обогащение словарного запаса;
• формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся.
Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы, которых в настоящее время создано достаточно много.

Учебные компьютерные программы позволяют решить ряд проблем:
• повысить интерес учащихся к предмету; 
• повысить успеваемость и качество знаний учащихся; 
• сэкономить время на опрос учащихся;
• дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;
• помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Во внеурочное время ребята также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
Использование ПК на уроках дает высокие результаты:
• развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
• способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
• помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
• развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.
Процесс управление качеством образования ВЫХОДИТ на новый уровень, что подтверждается результатами учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения. 
Коммуникативная культура — важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. 
Коммуникативная компетентность — готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации:
• получать необходимую информацию;
• представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.
Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы в этой области, рассказать об особенностях организации урока с компьютерной поддержкой.
Следует помнить о том, что для получения результатов необходимо систематическое их применение на уроке, учитель и ученик должны иметь навыки использования информационных технологий в учебном процессе, что всё это обеспечивается высокой компьютерной грамотностью учителей.
Выводы:
1. Используя лекционный метод в рамках ИТ, стимулируем интерес к работе с текстовым материалом, развиваем умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, стимулируем активное слушание, способствующее пониманию учебного материала, развиваем познавательный интерес учащихся, расширяем кругозор, учим работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируем коммуникативную культуру ученика.
2. Использование метода выборки способствует формированию навыка работы с большим количеством информации, на уроке идёт интенсивное повторение и словарная работа. Укрепляем знания, развиваем понятийный аппарат, формируем готовность и способность свободно и компетентно говорить при анализе материала;
Уроки с использованием ИТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты. На уроках с использованием ИТ интерес не ослабевает. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.

Особо хочется рассказать о методе проектов, используемом в рамках ИТ. При внедрении проектной технологии было тысячи «против» и совсем немного «за». И бесконечная череда вопросов: как? когда? зачем? Но чем больше я вникала в эту проблему, тем яснее понимала: проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Главное — продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Метод проектов прижился, был введён в структуру уроков. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного ( создание сборников, презентаций).
Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проекта, что стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков (обмен материалами, обсуждение их). Коллективная работа по методу проектов избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Приоритетным направлением в работе с проектами стал повышение уровня информационной культуры, а именно работа учащихся с ресурсами Интернет. Метод проектов может включать различные приёмы, т. к. основан на личном желании ученика узнать предмет для применения знаний впоследствии. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера (она не по силам многим ученикам, для некоторых не представляет практического интереса, да и не все могут ставить перед собой цели, а значит, не могут определиться, что им нужно), но и поиск, обработку данных по теоретической или практической проблеме, связанной с существующей реальностью. Такие проекты называются информационными и их способны выполнять все учащиеся старших классов. В некоторых случаях информационные проекты способствовали возникновению интереса к проведению исследования по данной теме.
Результатом стали компьютерные презентации. Показ презентаций, подготовленных учащимися к уроку и защите рефератов на зачетах.
Все выше сказанное показывает очевидную необходимость более эффективного использования существующих возможностей для применения информационных технологий уже сейчас. Ведь внедрение их в учебный процесс, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Этому способствуют особенности компьютерного обучения: пошаговость в организации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляются индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.

Категория: Обобщение опыта работы | Добавил: shamshurina (14.01.2009)
Просмотров: 2433 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz