Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать в своей повседневной работе, работа в Интернете, знание основ теоретической информатики, информационная культура, умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, - таковы приоритеты нового века. В последние годы во многих развитых странах была провозглашена задача построения информационного общества. Составной частью ее решения является преобразование традиционной общеобразовательной школы. Инструментом этих преобразований и служат новые информационные и коммуникативные технологии (ИКТ). А значит учитель-предметник, идя в ногу со временем, должен обладать навыками работы с ИКТ.
Внедрение современных инновационных технологий в управление и организацию учебно-воспитательного процесса во всех его формах предполагает, что учитель-предметник должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь пользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, уметь презентовать продукт своего труда, работать с Интернетом и электронной почтой.
Использование ИКТ при составлении презентаций уроков позволяет достичь следующих результатов:
• активизации обучения за счет вовлечения в учебный процесс каждого учащегося;
• комбинированного использования основных факторов интенсификации обучения (усиления целенаправленности, углубления мотивации, повышения интереса к деятельности, увеличения информативной емкости занятий, усиления темпа учебных действий, активизации учебной деятельности учителя);
• повышения наглядности и иллюстративности предоставления учебной информации.
Благодаря внедрению новых информационных технологий у учителя появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал, вынесенный в презентацию, можно использовать неоднократно (в отличие от наглядности на бумажных носителях) да и дорабатывать после проведенного урока, учитывая опыт проведенного занятия. Немаловажен эстетический аспект такого оформления урока.
Информационно-коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование ИКТ в учебном процессе способствует его интенсификации и индивидуализации, росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения знаниями, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Реализация программы информатизации школы и создание условий для воспитания у учителя информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационно-коммуникативных технологий, внедрение их в учебный процесс стало возможным благодаря комплексу мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах деятельности.
За 2006-02007 учебный год были автоматизированы основные блоки управления образовательным процессом в школе; обеспечен необходимый уровень компьютерной грамотности у педагогов и школьников; усилена мотивация к информационной деятельности; повышена общественная активность педагогов и школьников в информационно – ориентированное общество.
В план развития школы был внесен раздел «Информатизация образования. Информационно – коммуникативные технологии» и разрабатывается программа информатизации школы. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
• Создать условия для воспитания у учащихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий.
• Создать условия для широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс школы.
• Повысить эффективность и качество процесса обучения и учения, посредством использования дополнительных и качественно новых информационных ресурсов и технологий.
• Перейти на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в школе.
• Совершенствование образовательной среды на основе новых информационно-коммуникационных технологий.
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе связано с овладением учителем электронно-коммуникативными системами, средствами и технологиями образования населения, обучения школьников, поиска информации. Информационная культура учителя может быть рассмотрена на трех уровнях.
На информологически-методологическом уровне предполагается знание научных основ образования в современном информационном обществе в целом с целенаправленной и стихийной циркуляцией знаний и сравнительный анализ научно обоснованных моделей информатизации школы в стране и за рубежом.
На теоретическом уровне требуется знание дидактических принципов компьютерно-информационного обучения, закономерностей функционирования информационной среды учения, вопросов логического построения курсов основ информационного моделирования.
На прикладном уровне требуется формирование понятий, знаний, умений и навыков в области технологий; освоение конкретных новых информационных технологий обучения.
Информационная грамотность в работе учителя включает в себя следующие компоненты:
• знание системы услуг для получения текущей и ретроспективной информации и регулярного обращения к ней, например, к журналу «Информатика», к мировой сети Интернет;
• способность оценить ценность, эффективность и надежность информации, полученной из разных источников, для удовлетворения различных информационных потребностей;
• владение основными навыками приобретения информации в автоматизированных системах и хранения собственной информации
Информационная культура требует прежде всего от учителя и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающая им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культурой общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др. Сергей Аверинцев, которому присуждена итальянская премия «Диалог между культурами», полагает: «Диалог — это то, что постоянно находится в опасности, но без чего на самом деле обойтись невозможно».
Когда-то
М. Горький определил: «Культура — это наука и искусство, цивилизация — техника и экономика». Информация в форме информационной культуры интегрирует культуру и цивилизацию, естествознание и искусство, реальный мир и виртуальный. В античной гуманистической парадигме мир — это единство реального и духовного миров, познание мира и умом и сердцем.
Образование через передачу информации, достижение ее понимания и усвоение субъектом образования — один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации.
Настоящее образование всегда гуманно, каков бы ни был набор учебных дисциплин, — все определяет учитель, его личность, опыт, совесть и страсть.
В учебно-воспитательном процессе учитель получил возможность использовать ИКТ при изучении отдельных тем, для решения задач и моделирования химических и физических процессов, стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого круга проблем, продемонстрировать практическое применение полученных знаний.
Ознакомившись с работами современных ученых, педагогов и психологов, используя свой опыт преподавания, взяв за основу слова
"Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен" , работая под рубрикой "Как сделать урок интересным?" выбрала метод проектирования, используя информационно-коммуникативные технологии.
Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной дидактике. Метод проектов способен организовывать познавательно-трудовую деятельность учащихся стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого круга проблем, продемонстрировать практическое применение полученных знаний.
Опыт применения информационных технологий, интегрирует теоретическое (знание правил работы с компьютерным приложением) и практическое мышление учащихся (понять проблему, поставить цель, сформулировать задачу, получить и проверить результат), развивает функциональную грамотность и эрудицию учащихся.
Примерами в работе учителей использования ИКТ являются разработки уроков и внеклассных мероприятий.