Самоанализ педагогической деятельности
учителя информатики МОУ Малышевская СОШ
Шамшуриной Галины Константиновны Я, Шамшурина Галина Константиновна, работаю в МОУ Малышевская СОШ с 1984 года учителем математики и информатики после окончания Иркутского государственного педагогического института. С 2005года веду только часы информатики.
В школе созданы хорошие условия для работы: есть кабинет информатики, оснащенный необходимым оборудованием, мебелью, компьютерами. Учебная деятельность строится на основании Государственного стандарта по информатике, программ, рекомендованных Министерством Просвещения; в достаточном количестве имеются учебники, учебные пособия, электронные учебники. Качество методического обеспечения высокое, т.к. мною создана большая база дидактического, раздаточного, обучающего и контролирующего материала. Имеется комплексная программа обучения информатике, выполнение которой постоянно контролируется и подтверждается конкретными результатами – в настоящее время использую четыре целевых программы, обеспечивающие обучение начальным, базовым и углубленным знаниям по информатике; адаптированные программы, позволяющие реализовывать запросы обучающихся. Квалификацию повышаю регулярно через курсовую подготовку, дистанционное обучение – о чем свидетельствуют сертификаты и дипломы. Благодаря пониманию важности процесса информатизации большую помощь оказывает директор школы Шамшурин А.Э., создавая необходимые условия для работы учителей, для повышения качества нашего труда.
За годы работы в школе у меня сложилось свое педагогическое кредо:
Быть светлым лучом для других,
Самой излучать свет —
Вот высшее счастье для человека,
Какого он только может достигнуть.Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности.
Идет реализация программы информатизации нашей школы и создание условий для воспитания у учителя и учащихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационно-коммуникативных технологий, внедрение их в учебный процесс. За 2006 - 2008 г.г. был обеспечен необходимый уровень компьютерной грамотности у педагогов и школьников; усилена мотивация к информационной деятельности; повышена общественная активность педагогов и школьников в информационно – ориентированное общество. Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволит существенно усилить влияние школы как социального института на ход самореализации личности обучающегося. Это веление времени, во многом определяющее содержание преобразований учебного процесса современной школы, явилось одной из причин непрерывного поиска новых, более эффективных педагогических технологий. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится, что основными критериями качества содержания образования должны стать не только система знаний, умений и навыков, но также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В этой связи перед школой встает задача адекватных разработки и подбора содержания предпрофильных факультативных курсов. На наш взгляд, продуктивно решать задачи модернизации образовательной деятельности, возможно лишь используя новые технологии обучения вместе с традиционными. Компьютер в школе выступает в качестве средства для обучения, инструмента поддержки различных уроков. Компьютерные технологии используются при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний. Полная ломка традиционной методики преподавания не нужна, более того, это сделало бы проблематичной компьютеризацию обучения в ближайшем будущем. Компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Поэтому как учитель, я поставила для себя несколько проблем, которые необходимо решать при организации учебного процесса:
1. Раннее обучение информатике – в начальной школе.
Опыт показывает, что чем раньше ученики начинают «общаться» с компьютером, тем психологически свободнее они ощущают себя в диалоге с компьютером, тем больше школьники убеждаются, что компьютер – полезный инструмент, который может служить источником знаний, а не только игрушкой. С 2004 года информатика была введена в учебный план школы со 2 класса. Занятия с детьми строились на занимательном материале, в основе были дидактические игры. Была разработана программа обучения детей младшего школьного возраста практическим навыкам владения компьютером, утвержденная экспертным советом УОМО. Результаты моей работы «Обучение информатике в начальной школе» (2007г.) обобщались в школе на методическом объединении учителей естественного цикла, для учителей района был проведен семинар – практикум с показом уроков изучения теоретического материала и уроков – практикумов. Учителя получили много советов по организации учебного процесса в начальной школе, образцы дидактического и раздаточного материала, посмотрели проектные работы, выполненные учащимися 2 - 4 классов.
2. Эффективная организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеучебной деятельности.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Самостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых и глубоких знаний способствует развитию научно-исследовательской работы. Основные задачи, которые хотелось решить: развитие самостоятельности школьников в познавательной деятельности; формирование умения самостоятельно овладевать знаниями; формирование умения применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Одной из форм организации самостоятельной деятельности обучающихся являются творческие домашние задания.
3. Разработка системы творческих домашних заданий по информатике.
В настоящее время возвращается былая актуальность творческой деятельности. На проблемы развития творчества направлено внимание психологов, философов, социологов, педагогов и других специалистов. Я в течение ряда лет работаю над этой проблемой. Я ставила перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности. Среди большинства людей далеких от педагогики, распространено мнение, что творчество и фантазия у детей отсутствуют. Но это неверно, потому что любое проявление самостоятельности, интереса - это и есть, по моему мнению, зачатки творческой деятельности. Недостаточность развития познавательных процессов не позволяет использовать весь потенциал, заложенный в детях. На протяжении всей своей работы с детьми, я стремлюсь научить их видеть прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками. В большинстве случаев, помимо недостатков умственного и физического развития, у наших детей нарушены такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость, самооценка. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию их личностных качеств.
В течение многих лет работы я стремилась привлечь к творческой деятельности детей заинтересованных, увлеченных, с которыми интересно работать. Но вне зоны моего внимания оставались ребята группы риска. А ведь именно этих детей необходимо было занять во внеурочной деятельности, чтобы направить их энергию в нужное русло. Для этого были разработаны новые программы, имеющие адресную направленность, ставящие своей целью привлечь к деятельности подростков. Наряду с общими задачами решались задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности. Я стремилась научить детей:
• ориентироваться в задании (анализ и условия работы);
• планировать ход работы (последовательность, приемы работы, материалы и инструменты);
• контролировать свою работу (правильность действий, анализ).
• уметь оформить и защитить свои результаты.
На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, а также бережное отношение к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Во время занятий учащиеся вооружаются специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих работ, дети работают просто с увлечением. Ведь создание проекта – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Так, дети, обучающиеся по коррекционной программе VIII вида, наравне с другими детьми участвуют в конкурсах, готовят проекты и защищают их перед одноклассниками.
В настоящее время в методике преподавания информатики и ИКТ большое распространение получил метод проектов. Каждый учащийся индивидуально разрабатывает свою часть, представляющую собой законченный фрагмент, который затем собирается в единый программный продукт. Данный вид деятельности занимает много времени, не все обучающиеся могут быть задействованы, знания сосредоточены в какой-то одной области. Творческие домашние задания позволяют обучающимся получить новые и глубокие знания по предмету, экономить время, снизить перегрузку. Результатами работы по этой проблеме можно считать: у учащихся стали более глубокие и прочные знания по сравнению с теми, которые они приобретали при сообщении учителем готовых знаний; познавательный интерес стал выше и проявились творческие способности обучающихся; ускорились темпы формирования у обучающихся умений и навыков практического характера; выработались устойчивые навыки самостоятельной работы. Опыт по данному вопросу «Проектная деятельность в учебном процессе» (2007г.) обобщен в школе и районе – проведен мастер – класс с открытыми уроками и с демонстрацией решения творческих заданий; для коллег района, в ходе творческого отчета, были показаны работы учащихся, раздаточный и контролирующий материал, проведен обучающий семинар.
Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция. Вследствие этого, важнейшая цель образования, отраженная в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» - это: «формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования».
4. Формирование коммуникативных компетенций на основе общеучебных умений и навыков, а также предметных учебных умений, навыков и способов деятельности.
Мною была проведена диагностика обучающихся во 2 - 11 классах, которая привела к выводам, что развитие ОУУН и предметных умений и навыков способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативной компетенция на уроках информатики возможно в трех направлениях:
1. Взаимодействие «человек-человек». В результате этого взаимодействия обучающиеся учатся рассуждать, слушать и слышать друг друга.
2. Взаимодействие «человек-компьютер». Изучив основные компоненты компьютера и их функции, программное управление компьютером, обучающиеся учатся преобразовывать текстовую, графическую, числовую, звуковую, видеоинформацию, представляя ее в виде, доступном для лучшего восприятия, понимания и усвоения ее содержания.
3. Взаимодействие «человек-компьютер-человек». Использование возможности локальной и глобальной компьютерных сетей для получения новых знаний.
Мною были разработаны, апробированы и внедрены в практику следующие формы организации учебной деятельности в урочное и во внеурочное время, направленные на формирование коммуникативной компетенции, имеющие обучающую направленность, то есть способствующие отработке профессиональных умений и навыков:
1) решение задач прикладного характера, способствующих формированию компетенции во взаимодействии «человек-человек», «человек-компьютер»;
2) разработка и участие в творческих проектах с привлечением знаний из других предметных областей, способствующих формированию компетенции во взаимодействии «человек-человек», «человек-компьютер», «человек-компьютер-человек»: создание тематических компьютерных рисунков; разработка мультимедийных презентаций по выбранной теме; участие в учебных и межпредметных проектах, проводимых другими учебными заведениями;
3) участие в дистанционных предметных олимпиадах, когда обучающиеся не только получают задания и самостоятельно их выполняют, а сначала проходят обучающий курс, который позволит им выполнить поставленную перед ними задачу, способствующую формированию компетенции во взаимодействии «человек-компьютер - человек»;
4) уроки в форме «деловой игры» - проведение занятий в форме деловой игры позволяет выявить уровень сформированности коммуникативной компетенции и продолжить работу по формированию жизненных навыков обучающихся.
Результаты работы позволяют свидетельствовать о том, что используемые мною технологии и методы, способствуют формированию коммуникативной компетенции обучающихся, и в целом ОУУН, что положительно влияет на качество образования по предмету «Информатика и информационные технологии» и остальным предметам школьного курса, способствует осознанному выбору пути продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Система работы нашей школы на основе информационно-коммуникационных технологий дает возможность использовать комплексный подход в учебно-вос¬питательной, методической и административной деятельности.
Главными в системе работы образовательного учреждения являются следующие проблемы:
• воспитание коммуникативных умений всего коллектива при подготовке совместных мероприятий с использованием компьютерной техники;
• построение профессиональной, самообразовательной и методической и учебной деятельности на основе информационных технологий;
• воспитание потребности к непрерывному образованию у работников образовательного учреждения и учащихся.
В школе есть творческая группа учителей, под руководством администрации, готовых к использованию информационных технологий в самообразовательной, учебной и воспитательной деятельности. Самообразование педагогических работников на основе информационных технологий планируются лично каждым педагогом школы. Компьютерный класс доступен пользователям. Проведение семинаров и консультаций по использованию компьютерного класса при изучении школьных предметов дает возможность обсудить использование современных педагогических технологий, которые непременно должны основываться на использовании информационных технологий. Непосредственное использование информационного ресурса Интернет - сети на уроке вряд ли необходимо, да и возможно, особенно в классах среднего звена, т. к. урок четко ограничен временными рамками, а поиск порою занимает достаточно много времени. Не все дети имеют хорошие навыки в работе с большим объемом информации за короткий промежуток времени. Также одновременная работа всех учащихся затрудняет контроль со стороны учителя за поиском нужного материала. Поэтому данный вид деятельности целесообразнее проводить во внеурочное время – все учителя – предметники составили планы работы с Интернетом, а на их основе составлен – общешкольный график, позволяющий организовать эффективную работу. В школе есть библиотека электронных учебников, содержащая материал по различным предметам. Наличие локальной сети позволяет использовать их как при подготовке к уроку, так и непосредственно во время урока. Учителя располагают большим набором различных мультимедийных пособий, которые расширяют возможности использования ИКТ на уроках. Разрабатывается определенная система использования мультимедиа на уроках различных типов.
Ознакомившись с работами современных ученых, педагогов и психологов, используя свой опыт преподавания, взяв за основу слова "Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен" работая под рубрикой "Как сделать урок интересным?" выбрала метод проектирования, используя информационно-коммуникативные технологии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: “Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”. Реализация методов развивающего обучения требует принципиально нового взаимоотношения учителя с учеником. Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения. Для сотрудничества необходимы два условия: развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства. Радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными. Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала. Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них, которые я использую на своих уроках:
• апелляция к жизненному опыту учащихся - этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной.
• ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах - этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении алгоритмизации и программирования мы можем сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, мы сможем решать довольно сложные задачи, в частности, из предметной области математики.
• создание проблемной ситуации - в педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. Интерес может возникнуть в силу парадоксальности ситуации, как это имеет место, например, при изучении темы “Измерение количества информации”, или в силу простоты решения проблемы с помощью компьютерных технологий (использование встроенных функций в электронных таблицах).
• использование занимательного сюжета - занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием. Особенно он оправдан в начальной школе и среднем звене, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет.
• ролевой подход - в этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “ветвление”, то это точное исполнение команды, посредством которой данная конструкция реализуется. Да и при изучении в целом понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.
Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала. Полученные знания и практические навыки каждый учащийся может реализовать на проводимых в школе олимпиадах и конкурсах по информатике.
Для эффективности и качества организации учебной деятельности учащихся я занимаюсь диагностикой – это анализ контрольных работ, зачетов и творческих заданий, результатов административного или аттестационного тестирования, проектных и курсовых работ.
Успешность развития учебных действий ребенка определяется положительной мотивацией. Каждый педагог хочет знать, почему дети занимаются именно его предметом. Мною было проведено анкетирование ребят с целью выявления мотивов.
Результаты этой анкеты показали, что наиболее значимыми мотивами для них являются: это может пригодиться в будущем; нравится создавать нужные и красивые работы; здесь занимаются мои друзья; это очень интересно.
Занятия в группах помогают детям решать личностные проблемы, более объективно подходить к оценке своих способностей, т.к. для наших детей характерна неадекватная самооценка. Я считаю, что главное в работе с детьми - создание хорошего микроклимата, атмосферы взаимопонимания и добра. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность. Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям в группах, развития творческого потенциала и как конечная цель-воспитание личности по - настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я в этом стараюсь помочь своим ученикам.
Ребенок, словно чистый лист бумаги,
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги,
И научи выигрывать борьбу. Благодаря внедрению новых информационных технологий у учителя появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал, вынесенный в презентацию, можно использовать неоднократно (в отличие от наглядности на бумажных носителях) да и дорабатывать после проведенного урока, учитывая опыт проведенного занятия. Немаловажен эстетический аспект такого оформления урока. Я считаю, что применение информационных технологий необходимо и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся; осовременивают урок. В своей работе я использую следующие методы и формы обучения:
1. Работа с проектами. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
2.Дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении предполагает переход от классно-группового метода к индивидуальным интерактивным формам обучения, когда на первое место выдвигается личность учащегося, его индивидуальные возможности и склонности. При этом основным способом сотрудничества учителя с учеником выступает процесс, при котором учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
3.Выдача заданий разного уровня сложности. Домашние задания, как правило, готовлю трех уровней сложности. Первый уровень – базовый. Это задание обязательно для выполнения всеми учениками класса. Второй уровень – повышенный, а третий уровень – сложный. Эти задания выполняются учениками по желанию. Каждое задание второго и третьего уровней оценивается дополнительной отметкой. Аналогичный подход осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
4. Лекционный метод. Стимулирую интерес к работе с текстовым материалом, развиваю умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, стимулирую активное слушание, способствующее пониманию учебного материала, развиваю познавательный интерес учащихся, расширяю кругозор, учу работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формирую коммуникативную культуру ученика.
5.Метод выборки. Способствует формированию навыка работы с большим количеством информации, на уроке идёт интенсивное повторение и словарная работа. Укрепляются знания, развивается понятийный аппарат, формируется готовность и способность свободно и компетентно говорить при анализе материала. Уроки с использованием данных методов имеют практические, теоретические и познавательные результаты. На уроках с их использованием интерес не ослабевает. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.
6. Задачи с неполным условием. В последнее время учащиеся очень любят получать задачи, которые требуют минимальных умственных затрат. Прочитал, сходу все понял и получил быстренько готовый ответ. Дабы избежать подобного – стараюсь на своих уроках использовать задачи с неполным условием. Правила работы с ними очень просты: учащиеся, выслушав условие, могут задавать любые вопросы, на которые учитель отвечает только да или нет. И таким образом нужно дойти до сути, найти ответ. Просто? Как сказать… Причем такие задачи можно придумать и для поиска в сети Интернет. Только там ответы дает уже не учитель, а соответствующая поисковая система. Учитель только вправе подтвердить правильность или неправильность выбранного пути поиска. Получив организованный доступ в Интернет, назрела насущная необходимость в освоении информационного пространства не отдельным личностям, а целым классным коллективам. Как же сделать урок интересным не только тем, кто подключился к этому процессу только сейчас, но и тем, кто считает себя профессионалом. Создание почтовых ящиков для школы, учителей и учащихся, позволило организовать переписку. Как правило, это вызывает оживленную реакцию. Урок проходит в хорошем темпе и настроении.
Свою внеурочную деятельность я направляю на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Основной задачей своей педагогической деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую, в том числе и научно-исследовательскую деятельность. Я разработала программы факультативных курсов «Занимательная информатика» (2 – 4 классы), «Решение расчетных задач средствами электронных таблиц» (9 – 10 классы), «Основы дизайна средствами графического редактора» (8класс), «Логика для младших школьников»(2004г.), «Практическая информатика для 10 – 11 классов» (2005г.).
Взаимодействие с классом и учениками на занятиях и вне их реализуется на принципе партнерства и сотрудничества. Стараюсь придерживаться правил, которые придумали еще в древности:
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда. Сам факт проведения урока в кабинете информатики интригует детей, появляется мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. От внешней мотивации появляется интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. Я применяю компьютер на уроках,
во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по информатике: формирование прочных умений и навыков; обогащение словарного запаса; формирование общеучебных умений и навыков;
во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера;
в-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы, которых в настоящее время создано достаточно много. Во внеурочное время ребята также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
Способствует развитию коммуникативных качеств учащихся школьный сайт
(http://malyshevskayashkola.ru) участие в наполнении которого принимают ученики среднего и старшего звена. Ребята учатся ответственно и профессионально решать поставленную перед ними задачу.
В начальной школе на уроках информатики вводятся элементы проектной работы для повышения активности учащихся, усиления мотивации к изучению предмета. В этом возрасте осуществимы такие проекты, как: «Я и моя семья», «Я и моя школа», «Создание книжки», «Мой любимый мультипликационный герой», «Сказки», «Мой край родной».
Организация самостоятельной поисково–исследовательской деятельности школьников с использованием базовых информационных технологий, предусматривает активное сотрудничество слушателей при разработке учебных проектов и их поддержку электронными материалами в виде презентаций, публикаций и веб – сайтов, что позволяет обеспечить индивидуальный разноуровневый подход в обучении и оценивании итогов работы как подгруппы в целом, так и непосредственно каждого участника. Используя в работе данную технологию, я имею возможность наглядно, интересно, и в то же время кратко, лаконично, представить как весь теоретический материал курса, так и каждого отдельно взятого его раздела.
Курсовое проектирование - это выполнение учебного проекта с целью завершения курса обучения по определенным дисциплинам. Курсовой проект разрабатывается в течение целого или половины учебного года, и предполагает выполнение самостоятельной творческой работы с учащимися, при которой актуализируются знания, полученные за весь период изучения курса, отрабатываются практические навыки работы. Работа над курсовым проектом с использованием информационных технологий помогает учащемуся сформировать познавательную мотивацию учебной деятельности; умение вычленить проблему, с последующим алгоритмизацией и программированием ее решения; умение проанализировать полученные результаты с точки зрения решения обозначенных проблем и позволяет публично защитить курсовую работу, подготовить рецензии и отзывы на предоставляемые программы и их описание, давать оценку проекту (мой опыт с 1999 года – 4 курсовые работы).Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся. Факультативные занятия по информатике в школе ведутся со 2- го класса. Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины. Подтверждением правильности такого подхода являются результаты:1.Работы, выполненные учениками 2 - 3- 4 классов, были представлены на школьной и районной научно – исследовательской конференции (2006,2007г.г.)2. Артемьева Маша (3класс) с работой «Волк и зайцы» заняла первое место на 1 районной школьной научно – исследовательской конференции (2006г.), Донской Дима (7класс) с проектом «Мои биологические ритмы» – первое место на 1 районной школьной научно – исследовательской конференции (2006г.)3. В 2007 году 6 работ участвовали в Российском конкурсе «Школьный Интернет».4. В 2007г. 3 ученика принимали участие в областном интегрированном конкурсе (с английским языком) и заняли достаточно высокие места.5. Проектные работы учащихся 8 и 11 классов выставлены на районный конкурс «Неделя информационных технологий» (2008г.)6. Призовые места на районной олимпиаде по информатике – 3место, Иноземцев Виктор (2006г.) и 4 место, Шамшурин Александр (2008г.)7. Победители районных конкурсов компьютерных рисунков (2006,2007,2008г.г. г.)8. Две работы - Шамшурина Александра (9класс) и Кузнецова Данила (11класс) – 2006г. – были отправлены на X научно – исследовательскую конференцию «Открытие» в г. Ярославль и получили хорошие рецензии научного совета конкурса.Повысилось количество научно-исследовательских работ, и изменилась их тематика, больше стало работ, несущих практическое назначение.