Л. Л. Босова ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содер¬жания и методики обучения информатике, информа¬ционным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях инфор¬матизации и массовой коммуникации современного об¬щества. В соответствии со структурой школьного образо¬вания вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет региональ¬ного и школьного компонентов) выстраивается много¬уровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в облас¬ти информатики и информационно-коммуникационных технологий. При этом цели обучения информатике и ИКТ в 5-7 классах могут быть определены следующим образом: • формирование общеучебных умений и способов ин¬теллектуальной деятельности на основе методов информатики; • формирование у учащихся готовности к использо¬ванию средств ИКТ в информационно-учебной де¬ятельности для решения учебных задач и саморазвития; • усиление культурологической составляющей школьного образования; • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. • В основу представляемого вводного курса инфор¬матики для 5-7 классов нами положены такие принци¬пы, как: 1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой обще¬школьной подготовки по информатике и информаци¬онным и коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществле¬ние вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
2. Научность в сочетании с доступностью, стро¬гость и систематичность изложения (включение в со¬держание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адапта¬ция набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя про¬изводить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо, если что-то слишком сложно для школьников, не учить этому вовсе.
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простей¬ших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств ин¬
формационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных тех¬нологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить воз¬можности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важней¬ший фактор структуризации в методике обучения ин¬форматике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его после¬дующее развитие и обогащение, создающее предпосыл¬ки для научного обобщения в старших классах. Принцип развивающего обучения: обучение ори¬ентировано не только на получение новых знаний в об¬ласти информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, форми¬рование и развитие у школьников обобщенных спосо¬бов деятельности, формирование навыков самостоятель¬ной работы.
5. В настоящее время информатика как учебный пред¬мет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходи¬мость включения которых в учебные планы бесспорна.
6. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информа¬ционных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности че¬ловека, живой природе и технике, учиться классифи¬цировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окру-жающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
7. Умение построить модель решаемой задачи, уста¬новить отношения и выразить их в предметной, графи¬ческой или знаковой форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного на¬правления в нашем курсе строятся логические, таблич¬ные, графические модели, решаются нестандартные за¬дачи.
8. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интел¬лектуальную мощь человека, его творческий потенци¬ал. Навыки планирования, привычка к точному и пол-ному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разно¬го происхождения.
9. Задача современной школы — обеспечить вхожде¬ние учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, элек¬тронные таблицы, электронная почта и др.)- Формиро¬вание пользовательских навыков для введения компь¬ютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно зна-чимой для обучаемого. Это достигается за счет инфор¬мационно-предметного практикума, сущность которо¬го состоит в наполнении задач по информатике актуаль¬ным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интел-лектуальный потенциал обучаемого, проявляются по¬лученные на занятиях знания, умения и навыки, за¬крепляются навыки самостоятельной работы.
10. Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников пред¬ставлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного ин¬формационного общества.
11. Содержание курса информатики и информацион¬ных и коммуникационных технологий для 5—7 клас¬сов общеобразовательных школ в соответствии с суще¬ствующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями,
12. 1. Модуль «Теоретическая информатика»
13. Основные понятия: информация, информативность, объект, система, информационный объект, информаци¬онный процесс, кодирование информации, язык, двоич¬ная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполни¬тель, система команд исполнителя, блок-схема, модель.
Темы для изучения:• Информатика и информация. • Многообразие форм представления информации. • Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение ин¬формации, передача информации. • Кодирование информации. • Метод координат как универсальный способ коди¬рования графической информации с помощью чи¬сел. • Системы счисления. • Двоичное кодирование текстовой и графической информации. • Единицы измерения информации. • Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные усло¬вия. • Объекты и их имена, признаки объектов, отноше¬ния объектов, классификация объектов. • Системы объектов, структура системы. • Модели объектов и их назначение. • Информационные модели: словесные модели, ма¬тематические модели, табличные модели, графики и диаграммы, схемы, графы, деревья. • Понятие алгоритма, примеры алгоритмов. • Исполнители алгоритмов, система команд испол¬нителя. • Способы записи алгоритмов. • Базовые алгоритмические конструкции, • Алгоритм — модель деятельности исполнителя ал¬горитмов. 2. Модуль «Средства информатизации» Основные понятия: компьютер, процессор, опера¬тивная память, внешняя память, носители информа¬ции, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная систе¬ма, интерфейс. Темы для изучения: • Аппаратное обеспечение компьютера. • Виды памяти в компьютере. • Информационные носители. • Файл, основные операции с файлами. • Программное обеспечение компьютера. • Назначение и основные объекты операционной си¬стемы. • Персональный компьютер как система. • Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
3. Модуль «Информационные технологии» Основные понятия: текстовый редактор, графиче¬ский редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ. Темы для изучения: • Текстовый редактор: назначение и основные функ¬ции. • Графический редактор: назначение и основные функции. • Калькулятор и его возможности. • Электронные таблицы: назначение и основные функ¬ции. • Мультимедийные технологии.
4. Модуль «Социальная информатика» Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика. Темы для изучения: • Предыстория информатики. • Основные этапы развития вычислительной техники. • Роль информации в жизни общества. • Информационная этика.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий 5 класс Учащиеся должны: • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»; • различать виды информации по способам ее вос¬приятия человеком, по формам представления на материальных носителях; • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; • приводить примеры информационных носителей; • иметь представление о способах кодирования ин¬формации; • уметь кодировать и декодировать простейшее сооб¬щение; • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; • запускать программы из меню Пуск; • уметь изменять размеры и перемещать окна, реа¬гировать на диалоговые окна; • вводить информацию в компьютер с помощью кла¬виатуры и мыши; • уметь применять текстовый редактор для набора, ре¬дактирования и форматирования простейших тек¬стов; • уметь применять простейший графический редак¬тор для создания и редактирования рисунков; • уметь выполнять вычисления с помощью приложе¬ния Калькулятор; • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасно¬сти и гигиены в работе со средствами ИКТ. 6 класс Учащиеся должны: • определять, информативно или нет некоторое сооб¬щение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; • различать необходимые и достаточные условия; • иметь представление о позиционных и непозици¬онных системах счисления; • уметь переводить целые десятичные числа в двоич¬ную систему счисления и обратно; • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры; • иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей; • уметь пользоваться стандартным графическим ин¬терфейсом компьютера; • определять назначение файла по его расшире¬нию; • выполнять основные операции с файлами; • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, созда¬ния списков и таблиц; • уметь применять инструменты простейших графи¬ческих редакторов для создания и редактирования рисунков; • создавать простейшие мультимедийные презента¬ции для поддержки своих выступлений; • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами. 7 класс Учащиеся должны: • для объектов окружающей действительности ука¬зывать их признаки — свойства, действия, поведе¬ние, состояния; • называть отношения, связывающие данный объ¬ект с другими объектами; • осуществлять деление заданного множества объек¬тов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классифика¬ции; • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»; • приводить примеры материальных, нематериаль¬ных и смешанных систем; • понимать смысл терминов «модель», «моделирова¬ние»; • иметь представление о назначении и области при¬менения моделей; • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры; • приводить примеры образных, знаковых и сме¬шанных информационных моделей; • уметь «читать» (получать информацию) информа¬ционные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.; • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; • знать правила построения диаграмм и уметь выби¬рать тип диаграммы в зависимости от цели ее со¬здания; • осуществлять выбор того или иного вида информа¬ционной модели в зависимости от заданной цели моделирования; • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; • давать характеристику формальному исполните¬лю, указывая: круг решаемых задач, среду, систе¬му команд, систему отказов, режимы работы; • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; • выполнять операции с основными объектами опе¬рационной системы; • выполнять основные операции с объектами файло¬вой системы; • уметь применять текстовый процессор для созда¬ния словесных описаний, списков, табличных мо¬делей, схем и графов; • уметь применять инструменты простейших графи¬ческих редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей; • выполнять вычисления по стандартным и собст¬венным формулам в среде электронных таблиц; • создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграм¬мы, строить графики функций; • для поддержки своих выступлений создавать муль¬тимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
5 класс МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В зависимости от объективных и субъективных условий конкретной школы (количества часов в неде¬лю, общего уровня учащихся, предпочтений учителя) предлагается три модели организации обучения инфор¬матике в 5 классе: 1) последовательная (1 ч в неделю, 35 ч в год); 2) параллельная (1 ч в неделю, 35 ч в год); 3) углубленная (2 ч в неделю, 70 ч в год). Модель 1. Предлагается следующий, названный нами последовательным, подход к изложению учебно¬го материала: введение в предмет — устройство компь¬ютера и первоначальные пользовательские навыки — информационные процессы — информационные техно¬логии (технологии обработки текстовой и графической информации). Рекомендуемое поурочное планирование курса Номер урока Тематика урока Параграф учебника I четверть 1 Информация — компьютер — информа¬тика. Техника безопасности и организа¬ция рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов § 1.1, 2.2
Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности». Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности» Номер урока Тематика урока Параграф учебника 2 Как устроен компьютер. Техника бе¬зопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов §2.1, 2.2
Плакат «Компьютер и информация». Презентация «Компьютер на службе у человека» 3 Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа № 1. Знакомимся с клавиатурой § 2.3 (1, 2)1
Плакат «Знакомство с клавиатурой» 4 Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре) § 2.3 (3)
Плакат «Правила работы на клавиатуре» 5 Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры §2.4
Плакат «Как хранят информацию в компьютере» 6 Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа № 2. Осваиваем мышь §2.5, 2.6
Логическая игра «Пары» 7 Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы §2.7 8 Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4. Знакомимся с компьютерным меню §2.8
Интерактивные тесты: testl-l.xml, testl-2.xml; файлы для печати: тест1_1.<1ос, тест1_2.<1ос В скобках указаны порядковые номера разделов параграфа. 5 класс. Модели организации обучения
Номер урока Тематика урока Параграф учебника II четверть 9 Действия с информацией. Хранение информации § 1.2, 1.3
Плакат «Хранение информации». Презентация «Хранение информации*. Логическая игра «Пары» 10 Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов §1.4
Презентация «Носители информации» 11 Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений §1-5
Плакат «Передача информации*. Презентация «Средства передачи информации» 12 Кодирование информации §1.6
Презентация «В мире кодов» 13 Формы представления информации. Метод координат § 1.7, 1.8
Игра «Морской бой» 14 Текст как форма представления информации §1-9
Презентация «Текст: история и современность» (часть 1) 15 Табличная форма представления информации § 1.10
Презентация «Табличный способ решения логических задач» 16 Наглядные формы представления информации. Проверочная работа §1.11
Презентация «Наглядные формы представления информации». Интерактивные тесты: test2-l.xml, test2-2.xml; файлы для печати: тест2_1.аос, тест2_2.аос
Номер урока Тематика урока Параграф учебника III четверть 17 Обработка информации. Практическая работа № 5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор §1.12
Плакат «Обработка информации» 18 Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6. Вводим текст §2.9(1)
Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (часть 2). Файлы: Слова-rtf, Анаграммы-rtf 19 20 Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7. Редактируем текст § 2.9 (2)
Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (часть 2). Файлы: BcTasKa.rtf, Удаление.1Ч:Е, Замена.rtf, Смысл-rtf, Буква-rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf
Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа № 8. Работаем с фрагментами текста § 2.9 (2)
Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (часть 2). Файлы: Jlmiraee.rtf, JIyKOMopbe.rtf, Фраза-rtf, Ал ropHTM.rtf 21 Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа N° 8. Работаем с фрагментами текста § 2.9 (2), 1.13 (2)
Плакат «Подготовка текстовых документов*. Презентация «Текст: история и современность» (часть 2). Файлы: Медвежонок-rtf, 100.rtf
Номер урока Тематика урока Параграф учебника 22 Изменение формы представления информации. Систематизадия информации §1.13(1) 23 Форматирование — изменение формы представления документов. Практическая работа № 9. Форматируем текст §2.9 Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (часть 2). Файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf 24 Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа № 10. Знакомимся с инструментами графического редактора § 2.10 (1), 1.13
Файлы: Подкова.Ьтр, Многоугольники.Ьтр 25 Инструменты графического редактора. Практическая работа № 11. Начинаем рисовать §2.10(2)
Файлы: Эскиз1.Ьтр, Эскиэ2.Ьтр; образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.Ьтр, МедведьЗ.Ьтр, Открытка Даши Матвеевой.Ьгар; файлы Эскиз1.Ьтр, Эскиз2.Ьтр 26 Обработка графической информации. Практическая работа № 11. Начинаем рисовать §2.10(2)
Интерактивные тесты test3-l.xml, test3-2.xml; файлы для печати теетЗ_1.с!ос, TecT3_2.doc; образец выполнения задания — файлы Змей.Ьтр, Букашка.Ьтр IV четверть 27 Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа № 12. Создаем комбинированные документы § 2.9, 2.10
Образец выполнения задания — файл Билет.bmp
Номер урока Тематика урока Параграф учебника 28 Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа № 5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор §1.14(1) 29 Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа № 13. Работаем с графическими фрагментами § П.4 (2), 2.10
Презентация «Задача о напитках». Файлы Природа.bmp, Тюльпан .bmp 30 Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки* § 1-14 (3)
Виртуальная лаборатория «Переливашки» 31 Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» § 1.14, 3.9 32 Контрольная работа. Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14. Создаем анимацию на заданную тему (начало) §2.11
Интерактивные тесты: test4-l.xml, test4-2.xml; файлы для печати тест4_1.с1ос, TecT4_2.doc; образец выполнения задания — файл Морское дно-ppt 33 Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14. Создаем анимацию на заданную тему (завершение) §2.11
Образцы выполнения заданий — файлы Св_тема1.рр1., Св reMa2.ppt, Св темаЗ-ppt, Лебеди.ppt 34-35 Резерв учебного времени
Модель 2. Предлагается так называемый параллель¬ный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «Информация вокруг нас»), а во второй части урока — рассмотрение некоторых сведений и освоение практи¬ческих навыков по работе на компьютере (главы «Компьютер для начинающих» и «Компьютерный практикум»).
Рекомендуемое поурочное планирование курса
Номер Теоретический Технологический Компьютерный урока материал материал практикум 1-2 Введение. § 2.1. Как устроен Работа с кла- § 1.1. Информа- компьютер. виатурным ция § 2.2. Техника бе- тренажером зопасности и орга- низация рабочего места 3 § 1.2. Действия с § 2.3. Ввод инфор- Работа № 1. информацией мации в память Знакомимся с компьютера. клавиатурой Группы клавиш 4 § 1.3. Хранение § 2.3. Ввод инфор- Работа с кла- информации мации в память виатурным компьютера. тренажером Основная позиция пальцев на клави- атуре 5 § 1.4. Носители § 2.5. Рабочий Работа с кла- информации стол. виатурным тренажером 6 § 1.5. Передача § 2.6. Управление Работа № 2. информации компьютером с Осваиваем помощью мыши МЫШЬ 7 § 1.6. В мире ко- § 2.7. Главное Работа № 3. дов меню. Запуск про- Запускаем грамм программы. Основные эле- менты окна
Номер Теоретический Технологический Компьютерный урока материал материал практикум 8-9 § 1.6. В мире ко- § 2.8. Что можно Работа № 4. дов выбрать в компь- Знакомимся с ютерном меню компьютерным меню 10 § 1.7. Способы § 2.4. Программы Работа № 5. кодирования ин- и файлы Выполняем формации вычисления с помощью программы Калькулятор 11-12 § 1.8. Метод коор- § 2.4. Программы Работа № 5. динат и файлы Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор 13-14 § 1.9. Текст как § 2.9. Компью- Работа № 6. форма представле- тер — основной Вводим текст ния информации инструмент подго- товки текстов. (Текстовый редак- тор.) 15-16 § 1.9. Текстовая § 2.9. Компью- Работа № 7. информации тер — основной Редактируем инструмент подго- текст. Работа товки текстов. № 8. Работа- (Этапы подготовки ем с фрагмен- документа на тами текста компьютере.) 17-18 § 1.10. Таблицы § 2.9. Компью- Работа № 9. тер — основной Форматируем инструмент подго- текст товки текстов. (Этапы подготовки документа на компьютере.) 19-20 § 1.11. Наглядные § 2.10. Компью- Работа № 10. формы представ- терная графика. : Знакомимся с ления информа- Графический ре- : инструмента- ции дактор Paint ми графиче- ского редак- тора
Номер Теоретический Технологический Компьютерный урока материал материал практикум 21 § 1.12. Обработка § 2.10. Компью- Работа № 11. информации терная графика. Начинаем ри- Устройства ввода совать графической ин- формации 22-23 § 1.13. Изменение § 2.9. Компью- Работа № 11. формы представ- тер — основной Начинаем ри- ления информа- инструмент подго- совать ции. Систематиза- товки текстов. ция информации. § 2.10. Компью- Поиск информа¬ции терная графика 24 § 1.13. Изменение § 2.9. Компью- Работа № 12. формы представле- тер — основной Создаем ком- ния информации. инструмент подго- бинирован- Кодирование как товки текстов. ные докумен- изменение формы § 2.10. Компью- ты представления ин¬формации терная графика 25-26 § 1.14. Получение § 2.9. Компью- Работа № 13. новой информа- тер — основной Работаем с ции. Преобразова- инструмент подго- графически- ние информации товки текстов. ми фрагмен- по заданным пра- § 2.10. Компью- тами вилам терная графика 27-28 § 1.14. Получение § 2.11. Создание Работа № 14. новой информа- движущихся изоб- Создаем ани- ции. Преобразова- ражений мацию на за- ние информации данную тему путем рассуждений. 29-30 § 1.14. Получение § 2.11. Создание Работа № 14. новой информа- движущихся изоб- Создаем ани- ции. Разработка ражений мацию на за- плана действий и данную тему его запись 31-32 Повторение § 2.11. Создание Работа № 15. главы 1 * Инфор- движущихся изоб- Создаем ани- мация вокруг ражений мацию на нас» свободную тему 33-35 Резерв учебного времени
Модель 3. Этот вариант предполагает углубленное изучение материала за счет увеличенного в 2 раза ко¬личества учебных часов. Здесь в полной мере может быть задействован весь имеющийся в учебнике матери¬ал для дополнительного чтения (глава «Материал для любознательных»), выполнены все задания компью¬терного практикума и решены все задачи в рабочей тетради. Кроме того» достаточно серьезное внимание и продолжительное время можно уделить выполнению проекта «История письменности» и другим аналогич¬ным работам.
Тематическое планирование 1. Введение (2 ч) Информация и информатика. Знакомство с учебни¬ком. 2. Компьютер для начинающих (15 ч) Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиату¬ра. Группы клавиш. История латинской раскладки кла¬виатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компью¬тером с помощью меню. Компьютерный практикум Практическая работа № 1. Знакомимся с клавиа¬турой. Практическая работа № 2. Осваиваем мышь. Практическая работа № 3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы. Практическая работа № 4. Знакомимся с компью¬терным меню. Практическая работа № 5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. Клавиатурный тренажер. 3. Информация вокруг нас. Начало (17 ч) Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хра¬нить лазерный диск. Передача информации. Как передавали информа¬цию в прошлом. Научные открытия и средства переда¬чи информации. В мире кодов. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма пред¬ставления информации. Табличная форма представле¬ния информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Компьютерный практикум Клавиатурный тренажер. Координатный тренажер. Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал. 4. Информационные технологии (17 ч) Подготовка текстовых документов. Текстовый ре¬дактор и текстовый процессор. Основные объекты тексто¬вого документа. Этапы подготовки документа на компь¬ютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора. Компьютерный практикум Практическая работа № 6. Вводим текст. Практическая работа № 7. Редактируем текст. Практическая работа № 8. Работаем с фрагмента¬ми текста. Практическая работа № 9. Форматируем текст. Практическая работа № 10. Знакомимся с инстру¬ментами графического редактора. Практическая работа № 11. Начинаем рисовать. Практическая работа № 12. Создаем комбиниро¬ванные документы. 5. Информация вокруг нас. Продолжение (12 ч) Обработка информации. Изменение формы пред¬ставления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение фор¬мы представления информации. Получение новой информации. Преобразование ин¬формации по заданным правилам. Преобразование ин¬формации путем рассуждений. Разработка плана дей¬ствий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений. Компьютерный практикум Логические компьютерные игры» поддерживающие изучаемый материал. Практическая работа № 13. Работаем с графиче¬скими фрагментами. Практическая работа № 14. Создаем анимацию на заданную тему. Практическая работа № 15. Создаем анимацию на свободную тему. 6. Повторение изученного (7 ч) Коллективная работа над проектом «История пись¬менности». Выполнение и представление индивидуальных твор¬ческих работ (текст, рисунок, комбинированный доку¬мент, анимация).
6 класс МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В зависимости от объективных и субъективных условий конкретной школы (количество часов в неде¬лю, общий уровень учащихся, предпочтения учителя) предлагаются две модели организации обучения ин¬форматике в 6 классе: 1) базовая (1 ч в неделю, 35 ч в год); 2) углубленная (2 ч в неделю, 70 ч в год). Модель 1. Предлагается в соответствии со структу¬рой учебника линейное изучение теоретического мате¬риала: компьютер и информация — человек и инфор¬мация — алгоритмы и исполнители. Параллельно с этим организуется практическая работа на компьютере по формированию пользовательских навыков (на осно¬ве текстового процессора Word, графического редакто¬ра Paint и редактора презентаций PowerPoint). Рекомендуемое поурочное планирование курса
Номер урока Тематика урока Параграф учебника I четверть 1 Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасно¬сти и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов §1.1
Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация». Презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники»
Номер урока Тематика урока Параграф учебника 2 Файлы и папки. Практическая работа № 1. Работаем с фай¬лами и папками §1.2
Плакат «Как хранят информацию в компьютере». Презентация «Файлы и папки» 3 Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа J4 2. Знакомимся с текстовым процессором Word (задание 1) § 1.3 (II)
Плакат «Цифровые данные». Презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1). Файл ОшибкаЛос 4 Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа J* 2. Знакомимся с текстовым процессором Word (задание 2) § 1.3 (2)
Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 1) 5 Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор §1.3(2)
Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 1) в Тексты в памяти компьютера. Практическая работа № 3. Редактируем и форматируем текст. Создаем списки (задание 1) § 1-3 (3)
Плакат «Цифровые данные*. Презентация «Цифровые данные» (часть 2) 7 Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3. Редактируем и форматируем. Создаем списке (задание 2) § 1.3 (3)Номер урока Тематика урока Параграф учебника Плакат «Цифровые данные*. Презентация «Цифровые данные» (часть 2). Файл Заготовка.doc8 Создание документов в текстовом процессоре Word.Практическая контрольная работа. Практи¬ческие работы № 1-3 Файлы для печати: nKl_l.doc, nKl_2.doc, nKl_3.docII четверть9 Растровое кодирование графической ин¬формации § 1-3 (4) Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 3). Файл Образец.Ьтр10 Векторное кодирование графической ин¬формации.Практическая работа № 4. Нумерованные списки § 1.3 (4) Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 3). Файлы: Слова.doc, Кувшин.ёос11 Единицы измерения информации. Практическая работа № 5. МаркированныеСПИСКИ § 1.4 Плакат «Как хранят информацию в компьютере*. Презентация «Единицы измерения информации». Файлы: Чудо.doc, Природа.doc. Делитель.doc12 Контрольная работа. Информация и знания.Практическая работа № 6. Создаем таблицы (задания 1-2) §2.1 Файлы для печати: KPl_l.doc, KPl_2.doc. Презентация «Информация и знания». Файл Пары.docНомер урока Тематика урока Параграф учебника13 Чувственное познание окружающего мира.Практическая работа № 6. Создаем таблицы (задания 3-4) §2.2 Презентация «Чувственное познание». Файлы: Семь чудес ceera.doc, Солнечная система.<1ос14 Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7. Размещаем текст и графику в таблице § 2.8 (1) Презентации «Мышление» «Понятие» (часть 1). Файл Загадкв.ёос15 Как образуются понятия. Практическая работа № 8. Строям диаграммы (задания 1-2) § 2.8 (2) Презентация «Понятие» (часть 2). Файлы: Задача1.<1ос, Задача2.4ос16 Структурирование и визуализация информация. Практическая контрольная работа Практи¬ческие работы №4-8 Файлы для печати: IIK2_l.doc, nK2__2.doc, IIK2_3.docШ четверть17 Содержание и объем понятия. Практическая работа № 8. Строим диаграммы (задания 3-6) § 2.8 (3) Презентация «Содержанне и объем понятия», файл ЗадачаЗ-doc, Задача4.с1ос, Задача5doc18 Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 9. Изучаем графи¬ческий редактор Paint (задания 1-3) § 2.3 (4) Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1).Файл: Головоломка.bmpНомер урока Тематика урока Параграфучебника19 Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа № 9. Изучаем графи¬ческий редактор Paint (задания 4-7) § 2.3 (4) Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2); файлы Клоуны., Флаги., Лепестки.20 Определение понятия. Практическая работа № 10 Планируем работу в графическом редакторе (задания 1-3) § 2.3 (5)21 Классификация. Практическая работа № 10. Планируем работу в графическом редакторе (задания 4-6) § 2.3 (б)22 Суждение как форма мышления.Практическая работа № 11. Рисуем в редакторе Word (задания 1-3) §2.4 Презентация «Суждение»; файл Дом23 Умозаключение как формамышленияПрактическая работа № 11. Рисуем в редакторе Word (задания 4-8) §2.5 Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор24 Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа № 12. Рисунок на свободную тему §3.1 Интерактивные тесты: testS-l.xml, test5-2.xml; файлы для печати: TecT5_l.doc, TecT5_2.doc25 Исполнители вокруг нас. Логическая игра § 3.2, 3.3 Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)Номер урока Тематика урока Параграф учебника26 Формы записи алгоритмов. Создание гра-фических объектов.Практическая контрольная работа Практи¬ческие работы №8-9 Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2). Файлы для печати: IIK3_l.doc, IIK3_2.doc, HK3_3.docIV четверть27-28 Линейные алгоритмы.Практическая работа J* 12. Рисунок на свободную тему 5 3.4 (1) Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 1); образец выполнения за¬дания — файлы ropofl.ppt, Дом.рр1, JIe6eди.ppt, Myxa.ppt, Часы.ppt, Читатель.ррг.29-30 Алгоритмы с ветвлениями.Практическая работа >6 18. PowerPoint. «Часы» § 3.4 (2) Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения за¬дания — файлы Времена года.рр^ Головныеуборы31-32 Циклические алгоритмы.Практическая работа № 14. PowerPoint. «Времена года» § 3.4 (8) Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 3); образец выполнения за¬дания — Ф4«*"у Прыжки-ppt, Скакалочка.ppt33 Контрольная работа. Систематизация информации.Практическая работа >6 15. PowerPoint. «Скакалочка» §1.2 Интерактивные тесты: test6-l.xml, test6-2.xml; файлы для печа
|