Мой сайт
Пятница, 19.04.2024, 04:32
» Меню сайта
» Категории раздела
начальная школа [1]
планирование во2 - 4 классах
основная школа [1]
планирование в 5 - 9 классах
старшая школа [1]
планирование в 10 - 11 классах
полезные ссылки для учителей по данной теме [0]
где можно посмотреть планирование материала или методические рекомендации по предмету
факультатвные курсы [0]
элективные курсы [2]
» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 959
» Статистика
» Форма входа
Главная » Статьи » Планирование материала по информатике » основная школа

Л. Л. Босова ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Л. Л. Босова

ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содер¬жания и методики обучения информатике, информа¬ционным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях инфор¬матизации и массовой коммуникации современного об¬щества.
В соответствии со структурой школьного образо¬вания вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет региональ¬ного и школьного компонентов) выстраивается много¬уровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в облас¬ти информатики и информационно-коммуникационных технологий.
При этом цели обучения информатике и ИКТ в 5-7 классах могут быть определены следующим образом:
• формирование общеучебных умений и способов ин¬теллектуальной деятельности на основе методов информатики;
• формирование у учащихся готовности к использо¬ванию средств ИКТ в информационно-учебной де¬ятельности для решения учебных задач и
саморазвития;
• усиление культурологической составляющей школьного образования;
• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
• В основу представляемого вводного курса инфор¬матики для 5-7 классов нами положены такие принци¬пы, как:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой обще¬школьной подготовки по информатике и информаци¬онным и коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществле¬ние вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
2. Научность в сочетании с доступностью, стро¬гость и систематичность изложения (включение в со¬держание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адапта¬ция набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя про¬изводить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо, если что-то слишком сложно для школьников, не учить этому вовсе.
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простей¬ших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств ин¬
формационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных тех¬нологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить воз¬можности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важней¬ший фактор структуризации в методике обучения ин¬форматике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его после¬дующее развитие и обогащение, создающее предпосыл¬ки для научного обобщения в старших классах. Принцип развивающего обучения: обучение ори¬ентировано не только на получение новых знаний в об¬ласти информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, форми¬рование и развитие у школьников обобщенных спосо¬бов деятельности, формирование навыков самостоятель¬ной работы.
5. В настоящее время информатика как учебный пред¬мет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходи¬мость включения которых в учебные планы бесспорна.
6. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информа¬ционных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности че¬ловека, живой природе и технике, учиться классифи¬цировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окру-жающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
7. Умение построить модель решаемой задачи, уста¬новить отношения и выразить их в предметной, графи¬ческой или знаковой форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного на¬правления в нашем курсе строятся логические, таблич¬ные, графические модели, решаются нестандартные за¬дачи.
8. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интел¬лектуальную мощь человека, его творческий потенци¬ал. Навыки планирования, привычка к точному и пол-ному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разно¬го происхождения.
9. Задача современной школы — обеспечить вхожде¬ние учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, элек¬тронные таблицы, электронная почта и др.)- Формиро¬вание пользовательских навыков для введения компь¬ютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно зна-чимой для обучаемого. Это достигается за счет инфор¬мационно-предметного практикума, сущность которо¬го состоит в наполнении задач по информатике актуаль¬ным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интел-лектуальный потенциал обучаемого, проявляются по¬лученные на занятиях знания, умения и навыки, за¬крепляются навыки самостоятельной работы.
10. Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников пред¬ставлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного ин¬формационного общества.
11. Содержание курса информатики и информацион¬ных и коммуникационных технологий для 5—7 клас¬сов общеобразовательных школ в соответствии с суще¬ствующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями,
12. 1. Модуль «Теоретическая информатика»
13. Основные понятия: информация, информативность, объект, система, информационный объект, информаци¬онный процесс, кодирование информации, язык, двоич¬ная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполни¬тель, система команд исполнителя, блок-схема, модель.
Темы для изучения:
• Информатика и информация.
• Многообразие форм представления информации.
• Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение ин¬формации, передача информации.
• Кодирование информации.
• Метод координат как универсальный способ коди¬рования графической информации с помощью чи¬сел.
• Системы счисления.
• Двоичное кодирование текстовой и графической информации.
• Единицы измерения информации.
• Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные усло¬вия.
• Объекты и их имена, признаки объектов, отноше¬ния объектов, классификация объектов.
• Системы объектов, структура системы.
• Модели объектов и их назначение.
• Информационные модели: словесные модели, ма¬тематические модели, табличные модели, графики и диаграммы, схемы, графы, деревья.
• Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.
• Исполнители алгоритмов, система команд испол¬нителя.
• Способы записи алгоритмов.
• Базовые алгоритмические конструкции,
• Алгоритм — модель деятельности исполнителя ал¬горитмов.

2. Модуль «Средства информатизации»
Основные понятия: компьютер, процессор, опера¬тивная память, внешняя память, носители информа¬ции, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная систе¬ма, интерфейс.
Темы для изучения:
• Аппаратное обеспечение компьютера.
• Виды памяти в компьютере.
• Информационные носители.
• Файл, основные операции с файлами.
• Программное обеспечение компьютера.
• Назначение и основные объекты операционной си¬стемы.
• Персональный компьютер как система.
• Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

3. Модуль «Информационные технологии»
Основные понятия: текстовый редактор, графиче¬ский редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ.
Темы для изучения:
• Текстовый редактор: назначение и основные функ¬ции.
• Графический редактор: назначение и основные функции.
• Калькулятор и его возможности.
• Электронные таблицы: назначение и основные функ¬ции.
• Мультимедийные технологии.

4. Модуль «Социальная информатика»
Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика.
Темы для изучения:
• Предыстория информатики.
• Основные этапы развития вычислительной техники.
• Роль информации в жизни общества.
• Информационная этика.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий
5 класс
Учащиеся должны:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
• различать виды информации по способам ее вос¬приятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
• приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
• приводить примеры информационных носителей;
• иметь представление о способах кодирования ин¬формации;
• уметь кодировать и декодировать простейшее сооб¬щение;
• определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
• различать программное и аппаратное обеспечение
компьютера;
• запускать программы из меню Пуск;
• уметь изменять размеры и перемещать окна, реа¬гировать на диалоговые окна;
• вводить информацию в компьютер с помощью кла¬виатуры и мыши;
• уметь применять текстовый редактор для набора, ре¬дактирования и форматирования простейших тек¬стов;
• уметь применять простейший графический редак¬тор для создания и редактирования рисунков;
• уметь выполнять вычисления с помощью приложе¬ния Калькулятор;
• знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасно¬сти и гигиены в работе со средствами ИКТ.
6 класс
Учащиеся должны:
• определять, информативно или нет некоторое сооб¬щение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
• понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
• приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
• различать необходимые и достаточные условия;
• иметь представление о позиционных и непозици¬онных системах счисления;
• уметь переводить целые десятичные числа в двоич¬ную систему счисления и обратно;
• иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
• иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
• уметь пользоваться стандартным графическим ин¬терфейсом компьютера;
• определять назначение файла по его расшире¬нию;
• выполнять основные операции с файлами;
• уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, созда¬ния списков и таблиц;
• уметь применять инструменты простейших графи¬ческих редакторов для создания и редактирования рисунков;
• создавать простейшие мультимедийные презента¬ции для поддержки своих выступлений;
• иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
7 класс
Учащиеся должны:
• для объектов окружающей действительности ука¬зывать их признаки — свойства, действия, поведе¬ние, состояния;
• называть отношения, связывающие данный объ¬ект с другими объектами;
• осуществлять деление заданного множества объек¬тов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классифика¬ции;
• понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
• приводить примеры материальных, нематериаль¬ных и смешанных систем;
• понимать смысл терминов «модель», «моделирова¬ние»;
• иметь представление о назначении и области при¬менения моделей;
• различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
• приводить примеры образных, знаковых и сме¬шанных информационных моделей;
• уметь «читать» (получать информацию) информа¬ционные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
• знать правила построения диаграмм и уметь выби¬рать тип диаграммы в зависимости от цели ее со¬здания;
• осуществлять выбор того или иного вида информа¬ционной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
• приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
• давать характеристику формальному исполните¬лю, указывая: круг решаемых задач, среду, систе¬му команд, систему отказов, режимы работы;
• осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
• выполнять операции с основными объектами опе¬рационной системы;
• выполнять основные операции с объектами файло¬вой системы;
• уметь применять текстовый процессор для созда¬ния словесных описаний, списков, табличных мо¬делей, схем и графов;
• уметь применять инструменты простейших графи¬ческих редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
• выполнять вычисления по стандартным и собст¬венным формулам в среде электронных таблиц;
• создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграм¬мы, строить графики функций;
• для поддержки своих выступлений создавать муль¬тимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели
рассматриваемого объекта.

5 класс
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

В зависимости от объективных и субъективных условий конкретной школы (количества часов в неде¬лю, общего уровня учащихся, предпочтений учителя) предлагается три модели организации обучения инфор¬матике в 5 классе:
1) последовательная (1 ч в неделю, 35 ч в год);
2) параллельная (1 ч в неделю, 35 ч в год);
3) углубленная (2 ч в неделю, 70 ч в год).
Модель 1. Предлагается следующий, названный нами последовательным, подход к изложению учебно¬го материала: введение в предмет — устройство компь¬ютера и первоначальные пользовательские навыки — информационные процессы — информационные техно¬логии (технологии обработки текстовой и графической информации).
Рекомендуемое поурочное планирование курса
Номер урока Тематика урока Параграф учебника
I четверть
1 Информация — компьютер — информа¬тика. Техника безопасности и организа¬ция рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов § 1.1, 2.2

 Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности». Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности»
Номер урока Тематика урока Параграф учебника
2 Как устроен компьютер. Техника бе¬зопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов §2.1, 2.2

 Плакат «Компьютер и информация». Презентация «Компьютер на службе у человека»
3 Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа № 1. Знакомимся с клавиатурой § 2.3 (1, 2)1

 Плакат «Знакомство с клавиатурой»
4 Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре) § 2.3 (3)

 Плакат «Правила работы на клавиатуре»
5 Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры §2.4

 Плакат «Как хранят информацию в компьютере»
6 Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа № 2. Осваиваем мышь §2.5, 2.6

 Логическая игра «Пары»
7 Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы §2.7
8 Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4. Знакомимся с компьютерным меню §2.8

 Интерактивные тесты: testl-l.xml, testl-2.xml; файлы для печати: тест1_1.<1ос, тест1_2.<1ос
В скобках указаны порядковые номера разделов параграфа. 
5 класс. Модели организации обучения


Номер урока Тематика урока Параграф учебника
II четверть
9 Действия с информацией. Хранение информации § 1.2, 1.3

 Плакат «Хранение информации». Презентация «Хранение информации*. Логическая игра «Пары»
10 Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов §1.4

 Презентация «Носители информации»
11 Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений §1-5

 Плакат «Передача информации*. Презентация «Средства передачи информации»
12 Кодирование информации §1.6

 Презентация «В мире кодов»
13 Формы представления информации. Метод координат § 1.7, 1.8

 Игра «Морской бой»
14 Текст как форма представления информации §1-9

 Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)
15 Табличная форма представления информации § 1.10

 Презентация «Табличный способ решения логических задач»
16 Наглядные формы представления информации. Проверочная работа §1.11

 Презентация «Наглядные формы представления информации». Интерактивные тесты: test2-l.xml, test2-2.xml; файлы для печати: тест2_1.аос, тест2_2.аос

Номер урока Тематика урока Параграф учебника
III четверть
17 Обработка информации. Практическая работа № 5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор §1.12

 Плакат «Обработка информации»
18 Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6. Вводим текст §2.9(1)

 Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (часть 2). Файлы: Слова-rtf, Анаграммы-rtf
19 20 Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7. Редактируем текст § 2.9 (2)

 Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (часть 2). Файлы: BcTasKa.rtf, Удаление.1Ч:Е, Замена.rtf, Смысл-rtf, Буква-rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf

 Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа № 8. Работаем с фрагментами текста § 2.9 (2)

 Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (часть 2). Файлы: Jlmiraee.rtf, JIyKOMopbe.rtf, Фраза-rtf, Ал ropHTM.rtf
21 Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа N° 8. Работаем с фрагментами текста § 2.9 (2), 1.13 (2)

 Плакат «Подготовка текстовых документов*. Презентация «Текст: история и современность» (часть 2). Файлы: Медвежонок-rtf, 100.rtf


Номер урока Тематика урока Параграф учебника
22 Изменение формы представления информации. Систематизадия информации §1.13(1)
23 Форматирование — изменение формы представления документов. Практическая работа № 9. Форматируем
текст §2.9
 Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (часть 2). Файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf
24 Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа № 10. Знакомимся с инструментами графического редактора § 2.10 (1), 1.13

 Файлы: Подкова.Ьтр, Многоугольники.Ьтр
25 Инструменты графического редактора. Практическая работа № 11. Начинаем рисовать §2.10(2)

 Файлы: Эскиз1.Ьтр, Эскиэ2.Ьтр; образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.Ьтр, МедведьЗ.Ьтр, Открытка Даши Матвеевой.Ьгар; файлы Эскиз1.Ьтр, Эскиз2.Ьтр
26 Обработка графической информации. Практическая работа № 11. Начинаем рисовать §2.10(2)

 Интерактивные тесты test3-l.xml, test3-2.xml; файлы для печати теетЗ_1.с!ос, TecT3_2.doc; образец выполнения задания — файлы Змей.Ьтр, Букашка.Ьтр
 IV четверть
27 Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа № 12. Создаем комбинированные документы § 2.9, 2.10

 Образец выполнения задания — файл Билет.bmp

Номер урока Тематика урока Параграф учебника
28 Преобразование информации по заданным правилам.
Практическая работа № 5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор §1.14(1)
29 Преобразование информации путем рассуждений.
Практическая работа № 13. Работаем с графическими фрагментами § П.4 (2), 2.10

 Презентация «Задача о напитках». Файлы Природа.bmp, Тюльпан .bmp
30 Разработка плана действий и его запись.
Логическая игра «Переливашки* § 1-14 (3)

 Виртуальная лаборатория «Переливашки»
31 Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» § 1.14, 3.9
32 Контрольная работа. Создание движущихся изображений.
Практическая работа № 14. Создаем анимацию на заданную тему (начало) §2.11

 Интерактивные тесты: test4-l.xml, test4-2.xml; файлы для печати тест4_1.с1ос, TecT4_2.doc; образец выполнения задания — файл Морское дно-ppt
33 Создание движущихся изображений.
Практическая работа № 14. Создаем анимацию на заданную тему (завершение) §2.11

 Образцы выполнения заданий — файлы Св_тема1.рр1., Св reMa2.ppt, Св темаЗ-ppt, Лебеди.ppt
34-35 Резерв учебного времени 

Модель 2. Предлагается так называемый параллель¬ный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «Информация вокруг нас»), а во второй части урока — рассмотрение некоторых сведений и освоение практи¬ческих навыков по работе на компьютере (главы «Компьютер для начинающих» и «Компьютерный практикум»).

Рекомендуемое поурочное планирование курса


Номер Теоретический Технологический Компьютерный
урока материал материал практикум
1-2 Введение. § 2.1. Как устроен Работа с кла-
 § 1.1. Информа- компьютер. виатурным
 ция § 2.2. Техника бе- тренажером
  зопасности и орга- 
  низация рабочего 
  места 
3 § 1.2. Действия с § 2.3. Ввод инфор- Работа № 1.
 информацией мации в память Знакомимся с
  компьютера. клавиатурой
  Группы клавиш 
4 § 1.3. Хранение § 2.3. Ввод инфор- Работа с кла-
 информации мации в память виатурным
  компьютера. тренажером
  Основная позиция 
  пальцев на клави- 
  атуре 
5 § 1.4. Носители § 2.5. Рабочий Работа с кла-
 информации стол. виатурным
  тренажером
6 § 1.5. Передача § 2.6. Управление Работа № 2.
 информации компьютером с Осваиваем
  помощью мыши МЫШЬ
7 § 1.6. В мире ко- § 2.7. Главное Работа № 3.
 дов меню. Запуск про- Запускаем
  грамм программы.
  Основные эле-
  менты окна

Номер Теоретический Технологический Компьютерный
урока материал материал практикум
8-9 § 1.6. В мире ко- § 2.8. Что можно Работа № 4.
 дов выбрать в компь- Знакомимся с
  ютерном меню компьютерным
  меню
10 § 1.7. Способы § 2.4. Программы Работа № 5.
 кодирования ин- и файлы Выполняем
 формации вычисления с
  помощью
  программы
  Калькулятор
11-12 § 1.8. Метод коор- § 2.4. Программы Работа № 5.
 динат и файлы Выполняем
  вычисления с
  помощью
  программы
  Калькулятор
13-14 § 1.9. Текст как § 2.9. Компью- Работа № 6.
 форма представле- тер — основной Вводим текст
 ния информации инструмент подго- 
  товки текстов. 
  (Текстовый редак- 
  тор.)
15-16 § 1.9. Текстовая § 2.9. Компью- Работа № 7.
 информации тер — основной Редактируем
  инструмент подго- текст. Работа
  товки текстов. № 8. Работа-
  (Этапы подготовки ем с фрагмен-
  документа на тами текста
  компьютере.) 
17-18 § 1.10. Таблицы § 2.9. Компью- Работа № 9.
  тер — основной Форматируем
  инструмент подго- текст
  товки текстов. 
  (Этапы подготовки 
  документа на 
  компьютере.) 
19-20 § 1.11. Наглядные § 2.10. Компью- Работа № 10.
 формы представ- терная графика. : Знакомимся с
 ления информа- Графический ре- : инструмента-
 ции дактор Paint ми графиче-
  ского редак-
  тора

Номер Теоретический Технологический Компьютерный
урока материал материал практикум
21 § 1.12. Обработка § 2.10. Компью- Работа № 11.
 информации терная графика. Начинаем ри-
  Устройства ввода совать
  графической ин- 
  формации 
22-23 § 1.13. Изменение § 2.9. Компью- Работа № 11.
 формы представ- тер — основной Начинаем ри-
 ления информа- инструмент подго- совать
 ции. Систематиза- товки текстов. 
 ция информации. § 2.10. Компью- 
 Поиск информа¬ции терная графика 
24 § 1.13. Изменение § 2.9. Компью- Работа № 12.
 формы представле- тер — основной Создаем ком-
 ния информации. инструмент подго- бинирован-
 Кодирование как товки текстов. ные докумен-
 изменение формы § 2.10. Компью- ты
 представления ин¬формации терная графика 
25-26 § 1.14. Получение § 2.9. Компью- Работа № 13.
 новой информа- тер — основной Работаем с
 ции. Преобразова- инструмент подго- графически-
 ние информации товки текстов. ми фрагмен-
 по заданным пра- § 2.10. Компью- тами
 вилам терная графика 
27-28 § 1.14. Получение § 2.11. Создание Работа № 14.
 новой информа- движущихся изоб- Создаем ани-
 ции. Преобразова- ражений мацию на за-
 ние информации данную тему
 путем рассуждений.  
29-30 § 1.14. Получение § 2.11. Создание Работа № 14.
 новой информа- движущихся изоб- Создаем ани-
 ции. Разработка ражений мацию на за-
 плана действий и данную тему
 его запись  
31-32 Повторение § 2.11. Создание Работа № 15.
 главы 1 * Инфор- движущихся изоб- Создаем ани-
 мация вокруг ражений мацию на
 нас» свободную
  тему
33-35 Резерв учебного времени

Модель 3. Этот вариант предполагает углубленное изучение материала за счет увеличенного в 2 раза ко¬личества учебных часов. Здесь в полной мере может быть задействован весь имеющийся в учебнике матери¬ал для дополнительного чтения (глава «Материал для любознательных»), выполнены все задания компью¬терного практикума и решены все задачи в рабочей тетради. Кроме того» достаточно серьезное внимание и продолжительное время можно уделить выполнению проекта «История письменности» и другим аналогич¬ным работам.

Тематическое планирование
1. Введение (2 ч)
Информация и информатика. Знакомство с учебни¬ком.
2. Компьютер для начинающих (15 ч)
Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиату¬ра. Группы клавиш. История латинской раскладки кла¬виатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компью¬тером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1. Знакомимся с клавиа¬турой.
Практическая работа № 2. Осваиваем мышь.
Практическая работа № 3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.
Практическая работа № 4. Знакомимся с компью¬терным меню.
Практическая работа № 5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Клавиатурный тренажер. 
3. Информация вокруг нас. Начало (17 ч)
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хра¬нить лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информа¬цию в прошлом. Научные открытия и средства переда¬чи информации.
В мире кодов. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма пред¬ставления информации. Табличная форма представле¬ния информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер. Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
4. Информационные технологии (17 ч)
Подготовка текстовых документов. Текстовый ре¬дактор и текстовый процессор. Основные объекты тексто¬вого документа. Этапы подготовки документа на компь¬ютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 6. Вводим текст.
Практическая работа № 7. Редактируем текст.
Практическая работа № 8. Работаем с фрагмента¬ми текста.
Практическая работа № 9. Форматируем текст.
Практическая работа № 10. Знакомимся с инстру¬ментами графического редактора.
Практическая работа № 11. Начинаем рисовать.
Практическая работа № 12. Создаем комбиниро¬ванные документы. 
5. Информация вокруг нас. Продолжение (12 ч)
Обработка информации. Изменение формы пред¬ставления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение фор¬мы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование ин¬формации по заданным правилам. Преобразование ин¬формации путем рассуждений. Разработка плана дей¬ствий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум
Логические компьютерные игры» поддерживающие изучаемый материал.
Практическая работа № 13. Работаем с графиче¬скими фрагментами.
Практическая работа № 14. Создаем анимацию на заданную тему.
Практическая работа № 15. Создаем анимацию на свободную тему.
6. Повторение изученного (7 ч)
Коллективная работа над проектом «История пись¬менности».
Выполнение и представление индивидуальных твор¬ческих работ (текст, рисунок, комбинированный доку¬мент, анимация).


6 класс МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В зависимости от объективных и субъективных условий конкретной школы (количество часов в неде¬лю, общий уровень учащихся, предпочтения учителя) предлагаются две модели организации обучения ин¬форматике в 6 классе:
1) базовая (1 ч в неделю, 35 ч в год);
2) углубленная (2 ч в неделю, 70 ч в год).
Модель 1. Предлагается в соответствии со структу¬рой учебника линейное изучение теоретического мате¬риала: компьютер и информация — человек и инфор¬мация — алгоритмы и исполнители. Параллельно с этим организуется практическая работа на компьютере по формированию пользовательских навыков (на осно¬ве текстового процессора Word, графического редакто¬ра Paint и редактора презентаций PowerPoint).
Рекомендуемое поурочное планирование курса

Номер урока Тематика урока Параграф учебника
I четверть
1 Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасно¬сти и организация рабочего места.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов §1.1

 Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация». Презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники»

Номер урока Тематика урока Параграф
учебника
2 Файлы и папки. Практическая работа № 1. Работаем с фай¬лами и папками §1.2

 Плакат «Как хранят информацию в компьютере». Презентация «Файлы и папки»
3 Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа J4 2. Знакомимся с текстовым процессором Word (задание 1) § 1.3 (II)

 Плакат «Цифровые данные». Презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1). Файл ОшибкаЛос
4 Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа J* 2. Знакомимся с текстовым процессором Word (задание 2) § 1.3 (2)

 Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 1)
5 Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Работа с приложением Калькулятор §1.3(2)

 Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 1)
в Тексты в памяти компьютера. Практическая работа № 3. Редактируем и форматируем текст. Создаем списки (задание 1) § 1-3 (3)

 Плакат «Цифровые данные*. Презентация «Цифровые данные» (часть 2)
7 Кодирование текстовой информации.
Практическая работа № 3. Редактируем и форматируем. Создаем списке (задание 2) § 1.3 (3)Номер урока Тематика урока Параграф учебника Плакат «Цифровые данные*. Презентация «Цифровые данные» (часть 2). Файл Заготовка.doc8 Создание документов в текстовом процессоре Word.Практическая контрольная работа. Практи¬ческие работы № 1-3 Файлы для печати: nKl_l.doc, nKl_2.doc, nKl_3.docII четверть9 Растровое кодирование графической ин¬формации § 1-3 (4) Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 3). Файл Образец.Ьтр10 Векторное кодирование графической ин¬формации.Практическая работа № 4. Нумерованные списки § 1.3 (4) Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 3). Файлы: Слова.doc, Кувшин.ёос11 Единицы измерения информации. Практическая работа № 5. МаркированныеСПИСКИ § 1.4 Плакат «Как хранят информацию в компьютере*. Презентация «Единицы измерения информации». Файлы: Чудо.doc, Природа.doc. Делитель.doc12 Контрольная работа. Информация и знания.Практическая работа № 6. Создаем таблицы (задания 1-2) §2.1 Файлы для печати: KPl_l.doc, KPl_2.doc. Презентация «Информация и знания». Файл Пары.docНомер урока Тематика урока Параграф учебника13 Чувственное познание окружающего мира.Практическая работа № 6. Создаем таблицы (задания 3-4) §2.2 Презентация «Чувственное познание». Файлы: Семь чудес ceera.doc, Солнечная система.<1ос14 Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7. Размещаем текст и графику в таблице § 2.8 (1) Презентации «Мышление» «Понятие» (часть 1). Файл Загадкв.ёос15 Как образуются понятия. Практическая работа № 8. Строям диаграммы (задания 1-2) § 2.8 (2) Презентация «Понятие» (часть 2). Файлы: Задача1.<1ос, Задача2.4ос16 Структурирование и визуализация информация. Практическая контрольная работа Практи¬ческие работы №4-8 Файлы для печати: IIK2_l.doc, nK2__2.doc, IIK2_3.docШ четверть17 Содержание и объем понятия. Практическая работа № 8. Строим диаграммы (задания 3-6) § 2.8 (3) Презентация «Содержанне и объем понятия», файл ЗадачаЗ-doc, Задача4.с1ос, Задача5doc18 Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 9. Изучаем графи¬ческий редактор Paint (задания 1-3) § 2.3 (4) Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1).Файл: Головоломка.bmpНомер урока Тематика урока Параграфучебника19 Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа № 9. Изучаем графи¬ческий редактор Paint (задания 4-7) § 2.3 (4) Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2); файлы Клоуны., Флаги., Лепестки.20 Определение понятия. Практическая работа № 10 Планируем работу в графическом редакторе (задания 1-3) § 2.3 (5)21 Классификация. Практическая работа № 10. Планируем работу в графическом редакторе (задания 4-6) § 2.3 (б)22 Суждение как форма мышления.Практическая работа № 11. Рисуем в редакторе Word (задания 1-3) §2.4 Презентация «Суждение»; файл Дом23 Умозаключение как формамышленияПрактическая работа № 11. Рисуем в редакторе Word (задания 4-8) §2.5 Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор24 Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа № 12. Рисунок на свободную тему §3.1 Интерактивные тесты: testS-l.xml, test5-2.xml; файлы для печати: TecT5_l.doc, TecT5_2.doc25 Исполнители вокруг нас. Логическая игра § 3.2, 3.3 Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)Номер урока Тематика урока Параграф учебника26 Формы записи алгоритмов. Создание гра-фических объектов.Практическая контрольная работа Практи¬ческие работы №8-9 Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2). Файлы для печати: IIK3_l.doc, IIK3_2.doc, HK3_3.docIV четверть27-28 Линейные алгоритмы.Практическая работа J* 12. Рисунок на свободную тему 5 3.4 (1) Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 1); образец выполнения за¬дания — файлы ropofl.ppt, Дом.рр1, JIe6eди.ppt, Myxa.ppt, Часы.ppt, Читатель.ррг.29-30 Алгоритмы с ветвлениями.Практическая работа >6 18. PowerPoint. «Часы» § 3.4 (2) Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения за¬дания — файлы Времена года.рр^ Головныеуборы31-32 Циклические алгоритмы.Практическая работа № 14. PowerPoint. «Времена года» § 3.4 (8) Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 3); образец выполнения за¬дания — Ф4«*"у Прыжки-ppt, Скакалочка.ppt33 Контрольная работа. Систематизация информации.Практическая работа >6 15. PowerPoint. «Скакалочка» §1.2 Интерактивные тесты: test6-l.xml, test6-2.xml; файлы для печа
Категория: основная школа | Добавил: shamshurina (04.09.2009)
Просмотров: 10335 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 анара  
0
СПАСИБО БОЛЬШОЕ

Имя *:
Email *:
Код *:
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz