Мой сайт
Суббота, 27.04.2024, 20:44
» Меню сайта
» Категории раздела
начальная школа [1]
планирование во2 - 4 классах
основная школа [1]
планирование в 5 - 9 классах
старшая школа [1]
планирование в 10 - 11 классах
полезные ссылки для учителей по данной теме [0]
где можно посмотреть планирование материала или методические рекомендации по предмету
факультатвные курсы [0]
элективные курсы [2]
» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 959
» Статистика
» Форма входа
Главная » Статьи » Планирование материала по информатике » начальная школа

А.В.Горячев "Программа "Информатика в играх и задачах" для 1 - 4 классов
Программа  «Информатика в играх и задачах»

1 – 4 классы   Автор А.В.Горячев


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных за-ведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работ¬ников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приоб¬рести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подго¬товки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способ¬ности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаи¬мосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология та¬кого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представ¬лен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность.
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моде-лирования и проектирования, особенно в объектно-ориентирован-ном моделировании и проектировании, опирающемся на свойствен¬ное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокуп¬ности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода {т. е. то, что и происходит при информацион¬но-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логичес¬ком мышлении.
Рассматриваются два аспекта изучения информатики:
— технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информа-ционные;
— общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике. Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве про¬педевтических занятий учащиеся начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные про¬дукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих це¬лей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной перепис¬ке и т. д.).
Второе направление обучения информатике — это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может про-ходить в любом удаленном населенном пункте. Рассматривая в каче¬стве одной из целей этого направления обучения развитие логическо¬го мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—И лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Цели и задачи курса
Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фунда¬ментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных сред¬ствах выходят на первое место в формировании научного информаци¬онно-технологического потенциала общества.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
— применение формальной логики при решении задач — построе¬ние выводов путем применения к известным утверждениям логи¬ческих операций «если — то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и .,., то...»;
— алгоритмический подход к решению задач — умение плани¬рования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых отве¬том является не число или утверждение, а описание последователь¬ности действий;
— системный подход — рассмотрение сложных объектов и явле¬ний в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в це¬лом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что де¬лает (можно с ним делать)».
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигры-вают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный под¬ход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на уме¬нии приложения даже самых простых знаний.
3) Развитие у учащихся навыков решения логических задач и оз-накомление с общими приемами решения задач — «как решать за¬дачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рас¬
суждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основная задача курса — развить умение проведения ана¬лиза действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного язы¬ка.
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атри¬бутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Организация учебно-воспитательного процесса
и состав учебно-методического материала по курсу
Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике за¬висят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако веду¬щие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использова¬ния компьютера. Во всяком случае в начальной школе его использование необязательно.
Учебно-методический материал по курсу начальной школы состоит из четырех комплектов. В состав каждого комплекта входят 4 учебные тетради для учащихся (по одной на четверть), 4 методи¬ческих пособия для учителя (по одному на четверть) и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).
Комплект № 1 рассчитан на 6—7-летних детей и изучается в 1 классе по программе 1—4. Комплект № 2 рассчитан на 7—8-летних детей и изучается в 1 классе по программе 1—3 и во 2 классе по программе 1—4. В материалах комплектов № 1 и № 2 проводится подготовка к предстоящим в дальнейшем занятиям, раз¬вивается логическое мышление детей и сообразительность. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
Начиная с комплекта № 3 и далее обучение логическим осно¬вам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом изучение материала происходит «по спирали» — ученики каж¬дую четверть продолжают изучение темы этой же четверти про¬шлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть вклю¬чены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчива¬ется контрольной работой по теме:
I четверть — алгоритмы;
II четверть — объекты;
III четверть — логические рассуждения;
IV четверть — модели в информатике.
Комплект № 3 рассчитан на 8—9-летних детей и изучается во 2 классе по программе 1—3 и в 3 классе по программе 1—4. Ком¬плект № 4 рассчитан на 9—10-летних детей и изучается в 3 классе по программе 1—3 и в 4 классе по программе 1—4.
Материал комплекта № 3 не опирается напрямую на конкретные знания комплектов № 1 и № 2, являющихся пропедевтическими, поэтому можно начинать преподавание по курсу с комплектов № 1, № 2 и № 3. В то же время апробация показала, что дети, начавшие изучение курса с 1 класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса на следующем году обучения.
Структура курса основ информатики
В материале курса выделяются следующие рубрики:
— описание объектов — атрибуты, структуры, классы;
— описание поведения объектов — процессы и алгоритмы;
— описание логических рассуждений — алгебра высказываний;
— создание информационной модели объектов — приемы форма-лизации и моделирования.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса кон-центрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При последующем изучении информатики за пределами началь¬ной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация); вы¬рабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппа¬рат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если — то»); вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1 класс (30 ч)
План действий и его описание (10 ч)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление ли-нейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности дей¬ствий.
Отличительные признаки и составные части предметов (10 ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предме¬тов на группы по заданным признакам.
Логические рассуждения (10 ч)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых выска-зываний.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— находить лишний предмет в группе однородных;
— давать название группе однородных предметов;
— находить предметы с одинаковым значением признака (цвет,
форма, размер, число элементов и т. д.);
— находить закономерности в расположении фигур по значению
одного признака;
— называть последовательность простых знакомых действий;
— находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
— отличать заведомо ложные фразы;
— называть противоположные по смыслу слова.
2 класс (34 ч)
План действий и его описание (11 ч)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление ли-нейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности дей¬ствий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с вет¬влениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предме¬тов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Логические рассуждения (12 ч)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Выс-казывания и множества. Вложенные множества. Построение отрица¬ния высказываний. В результате обучения учащиеся должны уметь:
— предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
— выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
— разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
— находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
— приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
— точно выполнять действия под диктовку учителя;
— отличать высказывания от других предложений, приводить при¬меры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
3 класс (34 ч)
Алгоритмы (9 ч)
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Фор¬мы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Ли-нейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (8 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Со¬став и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч)
высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Модели в информатике (7 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономер-ности.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— находить общее в составных частях и действиях у всех предме¬тов из одного класса (группы однородных предметов);
— называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
— понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
— выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
— изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситу¬ацию; — находить на рисунке область пересечения двух множеств и на¬зывать элементы из этой области.
4 класс (34 ч)
Алгоритмы (9 ч)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повто¬рение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.
Объекты (8 ч)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 ч)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если — то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и — или» графы.
Модели в информатике (7 ч)
Приемы фантазирования (прием «наоборот», «необычные значе¬ния признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1—3 (к алгоритмам, объектам и др.).
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т. д.;
— описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
— заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса: в каждой клетке таблицы записывается значение одного из несколь-ких признаков у одного из нескольких предметов;
— выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с пара¬
метрами, обратные заданному;
— изображать множества с разным взаимным расположением;
— записывать выводы в виде правил «если —то»;
— по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если — то».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 1, 2, 3и 4 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина идр.- М.: Баласс, 2007г.

2. Информатика в играх и задачах для 1, 2, 3 и 4 кл.: Методичес¬кие рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волко¬ва, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2007г..






Категория: начальная школа | Добавил: shamshurina (04.09.2009)
Просмотров: 89014 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 3.5/22
Всего комментариев: 131 2 »
13 Ирина  
0
Боже мой! Из 25 детей в классе нашего сына что-то понимают трое, остальные полный ноль, в том числе и учитель. Муж инженер-конструктор, архитектор с 2-мы высшими образованиями был в шоке, у меня после решения с сыном задач для 4 класса, съехала крыша, разболелась голова и сердце. Бедный мой сын чувствует себя ущербными и мы с мужем в том числе. Это просто какое-то издевательство.

12 Светлана  
0
Добрый день! Кчитель не желает объяснять ученикам 2 класса задачу № 76 из учебника по информатике "Информатика в играх и задачах" часть 1 для 2 класса. Родителям указывают на несовершенство учебника. В итоге у думающего ученика снижена оценка за неправильное решение. Может быть здесь дадут четкое объяснение или ссылку на решение. Спасибо.

11 вероника  
0
в оздоровительном лагере 364 человека. мальчиков на 20 больше, чем девочек. девочек разместили в комнаты по 4 человека, а мальчиков-по 6 человек. сколько комнат потребовалось, что-бы разместить всех детей?

10 Юрий  
0
Сам програмист . Такого бреда я ещё не встречал да ещё и с ошибками Жалко детей !!! Куда мы катимся с таким образованием.

9 максим  
0
да полная фигня в 4 классе задания какие то непонятные например мы недавно прахадили как обращятся с интернетом и того мы ответили на все вопрсы за 3 минуты и нам пришлось сидеть на уроке 40 минут

8 Галина  
0
Спасибо всем за комментарии! Конечно, не все темы в данном учебнике хороши, но работать можно. А родители не могут объяснить, потому что мыслят как взрослые, а задания рассчитаны на детскую логику. Если давать теорию в учебнике - вы вообще запутаете детей...весь смысл в том и заключается, что в играх дети познают весь материал. У меня, например, очень много игрового материала, в том числе и дети приносят из дома на весь учебный год, а потом разбирают на каникулы. И усваивают материал даже дети с ограниченными возможностями. Контрольную работу в конце года выполняют все, двоек не бывает.

7 lem  
0
Комплект тетрадей-учебников купила в 2003 году. Это был ПЕРВЫЙ полный курс для начальной школы. Я благодарна автору и его команде! Они просто избавили меня от головной боли - уроки в начальной школе. Мои ученики с 1 по 4 класс с удовольствием работали в тетрадях.
Желаю и Вам успешного освоения курса smile

6 Наталья  
0
Полный бред. Особенно тема "Множества". Я к.э.н. и не могу понять как правильно делать. А тут ребенок, 2 класс. Я даже не знаю как ему объяснить. Хотя бы теорию давали в учебнике, а не ограничивались задачами. В таком виде как есть ,учебник совершенно не нравится.

5 Ольга  
0
2 класс. Никак до конца не можем разобраться с объединением множеств. Являются ли объединением непересекающиеся множества? По учебнику не разобраться, одни задания, а разъяснений нет. ПОМОГИТЕ!

4 МАРИ  
0
ДА Я С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ НЕ МОГУ ПОНЯТЬ ЧТО ХОТЯТ ОТ ДЕТЕЙ!!!

1-10 11-13
Имя *:
Email *:
Код *:
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz