Мой сайт
Пятница, 24.11.2017, 19:44
» Меню сайта
» Категории раздела
Мои статьи [5]
Разработки уроков [2]
Обобщение опыта работы [4]
Работы моих учеников [5]
Размещаются работы моих учеников - творческие, проектные, зачетные, просто любительские.
Планирование материала по информатике [5]
тематическое планирование в 2 - 11 классах
Раздаточный материал [4]
материал для индивидуальной и дифференцированной работы
Материалы к урокам из разных источников [1]
Материалы к урокам из разных источников - с сайтов учителей информатики, из материалов авторов учебных комплектов по информатике.
» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 955
» Статистика
» Форма входа
Главная » Статьи » Обобщение опыта работы

Творческие домашние задания как форма организации самостоятельной деятельности учащихся при изучении информатики и ИКТ.
Организация самостоятельной работы школьников.

Основные задачи, решаемые  учителем:

  • развитие самостоятельности школьников в познавательной деятельности;
  • формирование умения самостоятельно овладевать знаниями;
  • формирование умения применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Ожидаемые результаты от внедрения:

• получение учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний;
• развитие познавательных и творческих способностей обучающихся, развитие мышления;
• ускорение темпов формирования у обучающихся умений и навыков практического характера;
• выработка устойчивых навыков самостоятельной работы.
Обоснование актуальности проблемы:
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. 
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Одной из форм организации самостоятельной деятельности обучающихся являются творческие домашние задания.
Новизна разработки и внедрения
В настоящее время в методике преподавания информатики и ИКТ большое распространение получил метод проектов. Каждый учащийся индивидуально разрабатывает свою часть, представляющую собой законченный фрагмент, который затем собирается в единый программный продукт. Данный вид деятельности занимает много времени, не все обучающиеся могут быть задействованы, знания сосредоточены в какой-то одной области. Творческие домашние задания позволяют обучающимся получить новые и глубокие знания по предмету, экономить время, снизить перегрузку. До этого периода времени не была разработана система творческих домашних заданий по информатике, приведены примеры творческих домашних заданий, некоторые методические материалы по организации данной работы. 
Содержание  работы с творческими домашними заданиями.
Требования к проведению учителем инструктажа
1. В начале года проведение общего ознакомления учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания творческих домашних заданий, с формой подведения итогов и практического применения результатов работы.
2. Алгоритм работы над творческим домашним заданием должен быть вывешен в кабинете в доступном для ознакомления месте.
3. График проведения творческих домашних заданий и их описание должны быть вывешены в кабинете.
4. Конкретизация темы, определение времени сдачи задания.
5. Проведение индивидуальных предварительных консультаций по творческому домашнему заданию.
6. Обязательно рекомендации по выполненной работе, отдельно по оформлению и содержанию.

Алгоритм работы над творческим домашним заданием для учащихся
1. Поиск литературы.
2. Работа с книгой.
3. Работа со статьей.
4. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст.
5. Оформить работу в соответствии с требованиями.
6. Подготовить устное выступление.

Оценка творческих домашних заданий

1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно.
2. Отметка выставляется за устное выступление и практическую работы за компьютером.

Формы подведения итогов, практического применения творческих домашних заданий


  • 1. Письменная рецензия учителя.
    2. Устное выступление учащегося.
    3. Выставка лучших по оформлению работ.
    4. Участие в конкурсах различных уровней.

    Работа, предложенная мною, применяется на протяжении  несколькихвсех лет  (6 - 10) изучения информатики в 10-11 классах,  а сейчас и в 2-  9 классах( с 2005года).

    Для организации работы  необходимо в библиотеке иметь научно-популярную, учебную и справочную литературу по предмету. В читальном зале библиотеки находятся папки с описанием творческих домашних заданий. На стенде в кабинете информатики также размещаются материалы с описанием работ.

    Творческие домашние задания можно расширить до проектов, в которых задействованы группы обучающихся и возможности информационных технологий.
    В дальнейшем планируется разработка системы творческих домашних заданий для учащихся 5-9 классов. Распространение опыта возможно при использовании системы творческих домашних заданий на уроках другими учителями после их ознакомления с преимуществами и возможностями разработки. 


    Действия учителя при использовании разработанной системы творческих домашних заданий:
  • Ознакомление с имеющейся литературой по предмету.
  • Распечатка описания творческих домашних заданий для оформления стенда и для формирования папок в библиотеку (3 папки с одинаковым содержимым, чтобы одновременно могли работать сразу несколько детей в  кабинете).
  •  Проведение общего ознакомления учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания, с формой подведения итогов и практического применения творческой работы учащихся.
  • Организует учащихся по заведению тетрадей для творческих работ (по окончанию курса в тетрадях будет накоплен дополнительный материал по предмету) и дискет для практических работ. 
  • Вывешивает на стенд график проведения творческих домашних заданий, предупреждает за неделю о своевременной сдаче творческого задания.


Существует научный задел по разработке, так как предложенную суть и систему организации самостоятельной работы учащихся можно перенести с учетом специфики на другой школьный предмет. 


Результаты реализации и опыт внедрения .
 Работа по внедрению разработанной системы творческих домашних заданий началась в 1997 - 2004 учебном году.

В 2004-2005 году система была пересмотрена с учетом начальных классов.
После внедрения данной разработки в учебный процесс повысилось качество обучения.  

Повысилось количество научно-исследовательских работ, и изменилась их тематика, больше стало работ, несущих практическое назначение.


Год                                     Количество работ                                                         Участие в мероприятиях
1998/1999                                    4                                                                     государственная аттестация
2000/2001                                    2                                                                      государственная аттестация
2002/2003                                    4                                                                                         зачет
2003/2004                                    6                                                                                          зачет
2005/2006                                    8                                                                                          зачет
2006/2007                                    11                                                     школьная научно – исследовательская

                                                                                                                                      конференция
2006/2007                                   11                                          районная научно – исследовательская

                                                                                               конференция – 2 победителя – 3 класс, 7 класс

                                                                                       Ярославская конференция «Открытие» - 1 (9 класс)

                                                                                                           районный конкурс при ТРЦ.
2007/2008                                6+3                           Российский конкурс «Школьный Интернет»(2 – 5классы)

                                                                                            зачетная полугодовая курсовая работа (10класс)



Категория: Обобщение опыта работы | Добавил: shamshurina (14.01.2009)
Просмотров: 2927 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz